Заметка о величайшей трилогии в истории кинематографа - Крестный отец (The Godfather). Ведь кто лучше всех знал - что такое настоящий бизнес? Правильно, дон Вито Корлеоне. Он же - Крестный Отец.
Не «history repeating», не сиквел, не сериал. Посмотрев обе части с передышкой в одну неделю, могу сказать, что обе они абсолютно едины, и в то же время, каждая из них могла бы жить своей жизнью, причем и тогда эта жизнь была бы ослепительно ярка.
Один из немногих фильмов, который учит не поучая. Нет вопросов «кто виноват», нет ответов «что делать». Внутренние переживания при просмотре не выливаются во внутренний диалог. Словно все происходящее на экране глушит «центр осуждения». Сила и слабость здесь словно заменили понятия добра и зла. Ты говоришь, что человек сильный, но это не значит, что он хороший, и наоборот.
Мое знакомство с гангстерским жанром в кинематографе началось с первой и второй части «Крестного отца». И, как и у многих :), этот фильм в свое время вызвал у меня жгучий интерес к мафии, который с взрослением превратился в интерес к самому жанру историй о мафии в литературе и кино.
Образ мафии в массовом сознании и образ мафии в кино тесно связаны и, более того, во многом именно кинематограф сделал мафию вещью известной и обсуждаемой.
Сильный фильм с двойным дном, причем второе дно так хорошо запрятано, что его, как правило, не замечают. Если остановиться на уровне первого плана, то фильм, по большому счету, страшный - никому еще не удалось поэтизировать мафию более пронзительно, ярко и сочно. Великая музыка Нино Рота, невозмутимые убийцы в элегантных костюмах, сильные чувства, скупые слова...
Френсис Форд Коппола увековечил свое имя в истории кинематогрофа: его фильм «Крестный отец» (да и не только — вся трилогия!) стал лучшим гангстерским кино всех времен и народов. И одновременно с этим эта картина стала одной из лучших экранизаций. Наверное, именно поэтому Коппола заслужил (да нет, не «Оскар») второе имя — крестный отец «Крестного отца». Это вполне справедливо, согласитесь.
Это настоящее, обладающее жизнью кино, которое буквально пленит своей естественностью и размеренностью. Каждое действие в фильме размерено, до того, что зритель живет происходящим, находясь по ту сторону экрана. Очень редко можно встретить такую скрупулезность, которой была насыщена каждое новое действие в Крестном отце. Все происходящее выстроено из мельчайших деталей, последовательно, плавно, и с мельчайшими вкраплениями очень тонких жизненных ситуаций. Картина выглядит как огромный монолит, бережно обтесанный со всех сторон, что придает картине изысканный вкус и шарм.
Очень трудно не зависеть от мнения окружающих, когда смотришь «Крестного отца». Потому, кто сам для себя чувствует, что фильм ему понравился по настоящему, кто перед просмотром не настраивал сам себя на то, что фильм заранее придется ему по вкусу. Тот посмотрел сей фильм без розовых очков, и может считать себя счастливчиком. К чему я это сказал? К тому, что большинство моих друзей, знакомых наслушавшись восторженных отзывов об этом фильме, еще до просмотра начинали любить данный фильм, а через некоторое время говорят о нем как о никчемности.
Написать отзыв к такому шедевру, как «Крестный отец», я решился не сразу. Понадобилось время, чтобы все понять, осознать. Но вот я, наконец, готов.
Итак, начнем.
Вообще, вначале посмотреть этот фильм я решил из-за Нино Рота. Это один из моих самых любимых композиторов. Достаточно посмотреть хотя бы один фильм, над которым он поработал, чтобы оценить его талант.
Действия фильма переносят нас в середину прошлого века, и мы оказываемся на свадьбе дочери крестного отца — Вито Корлеоне. И сразу же перед нами ставиться дилемма, которую приходиться решать на протяжении всего фильма: семья или бизнес?
Великая криминальная сага «Крёстный отец» была снята по книге с одноимённым названием (1-я и частично вторая части трилогии). 3-я же часть и частично вторая стали плодом совместного труда Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы.
Сколько в мире всего фильмов, которые очень сильно западают в память и в душу. Как раз ярким примеров такого кино является «Крестный отец». Картина была обречена на успех даже еще до ее появления на больших экранах. И дело даже не только в потрясающем сценарии, великолепной актерской игре, отменной музыке, все дело в незабываемой атмосфере, которая присуща всем работам Копполы, будь то даже не самые выдающиеся его проекты.