Заметка о величайшей трилогии в истории кинематографа – Крестный отец (The Godfather). Ведь кто лучше всех знал – что такое настоящий бизнес? Правильно, дон Вито Корлеоне. Он же – Крестный Отец.
«Я ненавидел этот фильм, хотя он принес мне
славу и деньги, — признался режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд
Коппола. — Меня наняли потому, что я был молод и неопытен, а
представители студии думали — мной можно будет без труда управлять, как
марионеткой. Но как же они жестоко просчитались!»
Фрэнсис Форд Коппола не сразу загорелся желанием осуществить постановку этого фильма, усмотрев в романе и первоначальной версии сценария опасность возвеличивания мафии и эстетизации насилия, что помимо прочего могло негативно отразиться на репутации граждан итало-американского происхождения, к чьему числу принадлежал и сам режиссёр. Однако в дальнейшем, в том числе благодаря общению с писателем Марио Пьюзо, Коппола проникся воодушевлением, осознав, что материал предоставил прекрасную возможность создания аллегории о капитализме, в первую очередь – в той форме, в какой он утвердился в самих США. Так что ощущение, что «Крёстный отец» является экранным аналогом блистательной брехтовской «Карьеры Артуро Уи, которой могло и не быть», лично меня – не покидавшее уже во время первого просмотра, возникло, очевидно, не случайно.
Заметка о величайшей трилогии в истории кинематографа - Крестный отец (The Godfather). Ведь кто лучше всех знал - что такое настоящий бизнес? Правильно, дон Вито Корлеоне. Он же - Крестный Отец.
Во второй серии «Крёстного отца» американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола сделал, кажется, невозможное. Взяв неиспользованные, отсечённые в результате жёсткого отбора сюжетные линии романа Марио Пьюзо, он развил принципы эпической семейной саги. И удачно сопоставил историю утверждения нового Дона, Майкла Корлеоне, который в 50-е годы подчинил себе все сферы влияния в Нью-Йорке и даже вышел на международную арену, с рядом ретроспективных сцен о юном Вито Корлеоне, иммигранте из Италии, предпринявшем в начале XX века свой путь со «дна жизни».
Американский критик Леонард Молтин не без остроумия определил следующим образом факт появления 15 марта 1972 года фильма «Крёстный отец»: «ответ 70-х годов на «Унесённые ветром». Казалось бы, какая связь существует между этими картинами, кроме шумного успеха у зрителей?
...Это же надо было в первых
двух сериях сделать все, чтобы
возвеличить понятие "дон" и
показать, насколько сложно им стать,
чтобы в третьей части сделать
практически самопародию: ты, Винни,
перестань трахать мою дочку, а я тогда
тебя назначу доном. И все тебе будут
целовать ручки и в попку будут целовать
тоже. За такое маникюрными ножничками
тыкать надо в сценаристов - Копполу и
Пьюзо - вот что я вам скажу...
Как
известно, во время съемок первого "Крестного
отца" у норовистого (как это
нередко бывает у многих творческих
людей) Фрэнсиса Форда Копполы были
большие проблемы с руководством студии
"Парамаунт", и его несколько раз
чуть было не уволили с руководства
картиной..
Фразу
по поводу "свадьбы вашей дочери"
знают, вероятно, все. Невозможно
подсчитать, сколько раз во время
свадебных церемоний кто-нибудь из
гостей вставал и произносил ее,
обращаясь к отцу невесты, в то время как
приглашенные бурно веселились, потому
что это и правда смешно...