Я бы заплатил миллион
только за то, чтобы один раз пописать
без катетера.
Хайман Рот
Как
известно, во время съемок первого "Крестного
отца" у норовистого (как это
нередко бывает у многих творческих
людей) Фрэнсиса Форда Копполы были
большие проблемы с руководством студии
"Парамаунт", и его несколько раз
чуть было не уволили с руководства
картиной. В "Парамаунте" еще во
время съемок первого фильма уже
планировали продолжение, и в качестве
режиссера сиквела была обозначена
кандидатура Мартина Скорсезе. Однако
после ошеломляющего коммерческого
успеха первого фильма студия "Парамаунт"
подарила Фрэнсису Форду дорогущий
лимузин "Мерседес-Бенц" и
торжественно предложила руководство
съемками второй части фильма. Коппола,
разумеется, при этом уже имел полную
возможность диктовать студии свои
собственные условия, одним из которых
стало требование полной творческой
свободы.
"Парамаунт",
памятуя об успехе картины,
действительно предоставила Фрэнсису
Форду полную свободу действий - и опять-таки
не прогадала, потому что "Крестный
отец II", на мой взгляд, получился даже
лучше первого фильма, что крайне редко
бывает с сиквелами. Впрочем, не совсем
корректно говорить о том, какая из
частей лучше другой, потому что обе они
хороши по-своему. И очень приятно то,
что во второй части Коппола не только
не повторял удачные моменты первой
части, а наоборот - сделал совершенно
самостоятельный фильм со своими
собственными сценарными,
режиссерскими и актерскими находками.
Первый
фильм базировался на романе Марио
Пьюзо, однако книга заканчивалась
практически на том же, на чем и первая
часть, - сцене признания Майкла новым
доном Корлеоне. Однако в "Крестном
отце" Коппола не стал использовать
довольно емкую часть романа, связанную
с детством и юностью Вито Корлеоне-Андолини,
и она как раз полностью вошла в "Крестный
отец II": роль молодого Вито Корлеоне
блистательно исполнил Роберт Де Ниро,
которого Фрэнсис Форд планировал на
эту роль еще с первого фильма.
Остальные
сюжетные линии были совместно написаны
Марио Пьюзо и Копполой специально для
этого фильма. Что интересно,
первоначально по сценарию давать
показания против Майкла должен был сам
Клеменца, однако исполнитель роли
Клеменцы в первом фильме, Ричард
Кастелляно, выставил студии нереальные
требования, после чего в сценарий ввели
нового персонажа - Фрэнки Пентанджели,
которого блестяще сыграл Майкл Гаццо (за
эту роль он был номинирован на "Оскар").
Итак,
о чем же этот фильм?.. В картине
параллельно идут две четкие сюжетные
линии: детство и юность Вито Корлеоне-Андолини
(Роберт Де Ниро), жизнь и бизнес семьи
дона Майкла (Аль Пачино). Коппола очень
искусно показывает то прошлое, то
настоящее семьи Корлеоне, чтобы можно
было сравнить, чем именно отличается
дон Майкл от дона Вито, а точнее -
преступный бизнес во времена дона Вито
от бизнеса во времена дона Майкла.
Майкл
во втором "Крестном отце"
занимается решением своей основной
задачи, которую перед ним ставил еще
дон Вито: легализацией бизнеса семьи
Корлеоне. Майкл хочет стать солидным и
уважаемым в обществе бизнесменом, и
ради достижения этой цели он готов
потратить миллионы. Однако не все так
просто. Конечно, коррупция существует
на всех уровнях власти, однако прошло
пять лет, в течение которых Майкл
надеялся полностью легализоваться,
затем еще два года, но поставленную
задачу Майкл пока так и не решил. Кроме
того, невозможно делать грязное дело
чистыми руками, поэтому реальный образ
Майкла так же далек от образа
респектабельного бизнесмена, как образ
дона Вито был далек от образа скромного
импортера оливкового масла.
Все
тот же бизнес, все тот же стиль: грязные
деньги, шантаж, подкупы, взятки,
запугивания и убийства. Семья Корлеоне
очень могущественна, но у нее также
могущественные враги. "Держи своих
друзей подле себя, но враги должны быть
еще ближе", - говорил дон Вито. Майкл в
точности следует этому совету, однако
даже он не может избежать покушений на
свою жизнь и жизнь своих близких. В
результате этого у него распадается
брак с Кей (Даян Китон), которая уже не
может выносить подобные условия
существования. Однако Майкл не
разрешил Кей забрать своих двух детей -
Энтони и Мэри, поэтому Кей вынуждена
встречаться с ними украдкой, когда
Майкл уезжает по своим делам.
Семья
Корлеоне принимает активное участие в
развитии игорного бизнеса: Лас-Вегас,
Рино, Куба времен диктатора Батисты.
Майкл ведет дела с Хайманом Ротом (Ли
Страсберг), финансовым директором
Синдиката, благодаря деньгам и
могуществу которого был создан Лас-Вегас.
Отношения Майкла и Хаймана - весьма
интересны. С одной стороны, они делают
одно общее дело, создавая преступную
корпорацию, которая, по словам Хаймана,
крупнее US Steel. Хайман во всеуслышание
называет Майкла своим преемником,
однако именно Хайман с помощью весьма
сложной и многоходовой комбинации
хочет убить Майкла. Он ненавидит его - в
основном за то, что Майкл в свое время
приказал убить Мо Грина, приятеля
детства Хаймана, который был одним из
инициаторов создания Лас-Вегаса.
Что
самое неприятное в этой истории -
Майкла предал его родной брат Фредо (Джон
Казали). Предал по совершенно банальной
причине - из-за денег. Фредо всегда был
самым слабым и слабохарактерным в семье,
несмотря на то что он был вовсе не самым младшим ребенком. Он не был бесстрашным воином,
как Сонни, не был холодным и
расчетливым стратегом, как Майкл. Он
всегда был на вторых ролях - вполне,
впрочем, заслуженно, - однако Фредо
хотелось получить хоть какой-то
самостоятельности. Поэтому он предал
родного брата - чтобы заработать денег.
И Майкл оказался перед жутким выбором:
закон omerta гласит, что предателей всегда
нужно убивать. Исключений из этого
правила быть не может, иначе нарушается
целостность Организации. Предателя
нельзя оставлять в живых, потому что
это слабое звено: предав один раз, он
предаст и еще. Однако в данном случае
речь идет о родном брате Майкла. Его
старшем брате...
***
Великолепный
фильм. Не буду его сравнивать с первым
"Крестным отцом", но второй фильм,
на мой взгляд, более цельный и, как бы
получше сказать, более мощный. Аль
Пачино, блестяще проявивший себя в
первом фильме, во втором создал просто
настоящий актерский шедевр. Его дон
Майкл, с одной стороны, верен четким
сицилийским законам, на которых была
создана так называемая мафия, но с
другой, он поднял свой бизнес на такие
высоты, которые и не снились дону Вито.
Майкл создает целую финансовую империю,
активно вторгается в большой бизнес
Америки и пытается легализоваться. Но
методы, которыми действуют эти люди,
остаются такими же, как и в дикие
времена сухого закона. Только раньше
гангстеры подкупали нижних
полицейских чинов и кое-каких
судейских, а теперь Майкл подчиняет
себе сенаторов и чуть ли не президента.
В
фильме есть изумительные эпизоды с
сенатором Пэтом Джири, которого Майкл
постепенно "прикармливал" и
подчинял своей власти. Сначала сенатор
просто пытался "доить" семью
Корлеоне, будучи в полной уверенности,
что его высокий сан защищает от любых
неприятностей, но позже сенатору
пришлось некоторым образом
пересмотреть свое мнение. Причем Майкл
ему вовсе не угрожал. Он просто умел
создать определенные обстоятельства,
помогающие людям принять нужное
решение...
Кстати,
после съемок в первом "Крестном отце"
у Аль Пачино и Даян Китон возник
довольно продолжительный роман. Однако
к съемкам во второй части у них
отношения испортились настолько, что
Копполе приходилось несколько раз
буквально выставлять их со съемочной
площадки, потому что они там друг другу
закатывали жуткие скандалы. (Неудивительно, учитывая темперамент
что Аль Пачино, что Даян Китон.) Поэтому
сцена решающего объяснения Майкла с
Кей выглядит особенно реалистичной -
она во многом соответствует реальному
положению дел в их взаимоотношениях.
Прототипом
Хаймана Рота, делового партнера и
одновременно злейшего врага дона
Майкла, стал знаменитый "финансовый
директор мафии" Мейер Лански, о жизни
которого значительно позже (в 1999 году)
был снят целый фильм "Лански",
где Мейера сыграл Ричард Дрейфусс. В
"Крестном отце II" Хаймана играет
легендарный Ли Страсберг - основатель
знаменитой актерской студии, в которой
некоторое время учился сам Аль Пачино.
Ли Страсберг - кстати, он является
приверженцем системы Станиславского -
крайне редко снимался в кино. Сыграть
эту роль его умолял Аль Пачино, и
Страсберг поначалу категорически
отказывался, однако его сумел
уговорить отец Фрэнсиса Форда Копполы -
Кармайн Коппола, который, кстати, в этом
фильме был одним из композиторов (также
музыку писали Нино Рота и Кьюрет Алонсо).
Страсберг
совершенно потрясающе играет Хаймана
Рота. Тщедушный старичок, в котором,
однако, чувствуются неимоверная мощь и
неимоверная жестокость. Страсберг за
эту роль был номинирован на "Оскар",
однако награду, к сожалению, не получил.
Зато, как рассказывают заслуживающие
доверия источники, после выхода фильма
на экраны ему позвонил сам Мейер Лански,
живущий в тот момент в Майами (по фильму
Хаймана убивают по приказу Майкла,
однако реальный Лански прожил до 83 лет
и умер своей смертью), и поздравил с
удачным исполнением роли Рота.
Сюжетная
линия о детстве и юности Вито Корлеоне-Андолини
могла бы стать отдельным фильмом,
однако Коппола настолько искусно вплел
ее во вторую часть, что она стала
неразрывной частью фильма, придавая
ему дополнительный колорит. Перед Де
Ниро стояла невероятно сложная задача -
сыграть молодого Марлона Брандо. И это
ему удалось - в манерах, жестах и речи
Вито Андолини отчетливо угадывается
будущий дон Корлеоне. За эту роль Де
Ниро удостоился "Оскара". Вполне
заслуженно, на мой взгляд.
Кстати,
маленького Сонни Корлеоне сыграл сын
Копполы - Роман Коппола. А Джеймс Каан,
который в данном фильме появляется в
одном ретроспективном кадре, снятом
еще для первого "Крестного отца",
попросил заплатить за это появление
денег, хотя его работа была оплачена во
время съемок первого фильма. Тем не
менее требуемые деньги он получил...
Фильм
получил бешеный успех у публики и
полное признание академиков - шесть "Оскаров"!
Причем это был первый случай в истории
данной награды, когда "Оскара"
получил сиквел, - такого раньше никогда
не бывало! Коппола получил "Оскар"
в категории "Лучший фильм" и "Лучший
режиссер". Причем когда объявили
награду за "Лучший фильм", Фрэнсис
Форд находился где-то за кулисами и на
вручение не вышел. Но зато когда
победителем в категории "Лучшая роль
второго плана" объявили Роберта Де
Ниро - его награду вышел получать
именно Коппола, потому что Де Ниро на
церемонии вообще отсутствовал.
Заметьте, Де Ниро получил награду за
роль, которая целиком исполнялась на
итальянском (то есть иностранном для
Штатов) языке! Такого в истории этой
награды тоже еще не было.
Что
странно и даже дико - из шести "Оскаров"
Аль Пачино не досталось ни одного, хотя
он, конечно, был номинирован. Представляю себе выражение его лица
на той церемонии... Впрочем, Пачино
вообще рекордсмен в области оскарных
разочарований: он восемь раз был
номинирован, но награду получил только
один раз (за фильм "Запах женщины").
Но, разумеется, дело вовсе не
в "Оскарах" - полученных или
неполученных. Кто там за что получил
"Оскара" - дело десятое. Главное -
это то, что Фрэнсис Форд Коппола
ухитрился сделать великолепный фильм,
который стал классикой жанра и
поставлен зрителями на третье место в
списке 250 лучших
фильмов всех времен и народов. И я тут
подпишусь под каждым словом - это
действительно шедевр, который хочется
пересматривать много раз...