Мое знакомство с гангстерским жанром в кинематографе началось с первой и второй части «Крестного отца». И, как и у многих :), этот фильм в свое время вызвал у меня жгучий интерес к мафии, который с взрослением превратился в интерес к самому жанру историй о мафии в литературе и кино. Образ мафии в массовом сознании и образ мафии в кино тесно связаны и, более того, во многом именно кинематограф сделал мафию вещью известной и обсуждаемой. История мафии и, если шире, организованной преступности в кино началось с эпохи американского «Сухого закона». Вступление США в Первую мировую войну, предрасположенность чиновничества к введению prohibition (еще в 1915 году в более чем половине американских штатов сухой закон уже был введен), ключевая роль немецких пивоваров в структуре американского рынка алкоголя и ряд других факторов привело к тому, что в 1917 в Вашингтоне началось широкое обсуждение введения XVIII Поправки к Конституции США и она, в конце концов была ратифицирована в начале 1919 года. Поправка гласила: «Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях, подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные их юрисдикции, равно как и вывоз таковых. Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства. Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции законодательными собраниями отдельных штатов – как это предусмотрено в Конституции – в течение семи лет со дня представления ее Конгрессом на одобрение штатов. (Ратифицирована 16 января 1919 г.)» Однако, несмотря на постепенное сворачивание производства алкоголя, действие поправки пробуксовывало, не в последнюю очередь благодаря отрицательному отношению тогдашнего Президента США Вудро Вильсона к этой инициативе. Инициаторы внесения поправки смогли преодолеть вето Президента на закон Волстеда, принуждавший к исполнению Поправки. Вильсон, в то время обращавший куда более пристальное внимание на сферу внешней политики (близилось окончание войны) не смог что-либо противопоставить Конгрессу. Так начинались 20-е. В стране сложилась странная ситуация. Благодаря войне, в США сформировалась вполне благоприятная экономическая ситуация (европейские страны возвращали многомиллионные военные займы), благосостояние росло и спрос на алкоголь безусловно существовал. Нет ничего удивительного в том, что «сухой закон» не вызывал ни малейшего отклика в сердце рядового американца и, естественно, что в условиях такого спроса на алкоголь нашлась сила, способная дать адекватное спросу предложение. Подобной силой стала организованная преступность, в основном этническая. Именно иерархическая полувоенная структура преступных организаций позволяла выстроить цепочку от производителя до потребителя спиртного. Нельзя не отметить, что в те времена итальянская мафия и уж тем более сицилийцы, не составляли большинства в организованной преступности Америки. Считается, что в те времена около половины рынка незаконного оборота спиртного контролировали еврейские группировки. Помните «Однажды в Америке» Серджио Леоне? — При всех «но», с моей точки зрения, это один из самых реалистичных фильмов как о бытности этнических кварталов городов Западного побережья США, так и о происходивших там событиях. Другой, популярнейший фильм о событиях времен сухого закона – киноистория Брайна Де Пальмы «Неприкасаемые» о спецотряде, возглавляемом сотрудником ФБР Элиотом Нессом (его играет Кевин Костнер), который смог в 1931 посадить босса чикагской мафии Капоне (в исполнении Ниро) за решетку. Фильм, при всех своих несомненных достоинствах, вряд ли добавит что-либо к пониманию механизмов структуры американской мафии и причин ее благосостояния. Наконец, нельзя не упомянуть еще одного режиссера гангстерского жанра Фрэнка Форда Копполу и его фильм о Гарлеме 20-х – «Коттон-клуб». Да, этот фильм в большей степени интересен, как достоверное воссоздание атмосферы того времени, но Голландец Шульц, один из ключевых героев фильма – мафиозо среднего пошиба, известный свой агрессивностью и вспыльчивостью – реальный исторический персонаж, непосредственный участник гарлемских войн двадцатых –тридцатых. И при всем этом ни один из этих фильм не дает полного представления о действиях мафии того времени, о повадках, излюбленных приемах в их организациях, о иерархии этнических преступных организаций. Это не случайно. Прямо скажем, мафия в том виде, в котором мы ее представляем, имеет малое отношение к мафии двадцатых. Тому есть несколько причин. Во-первых, круг преступных сообществ, участвовавших в организации поставок спиртного был куда шире, чем мафия, во-вторых, к тому времени сицилийские кланы («настоящие» мафиозо, сицилийское «сельское рыцарство» члены «Нашего Дела» или «люди чести» — как их только не называли) еще не вошли в полную силу, уступая не только другим кланам, но и итальянским собратьям. В-третьих, в те времена в понимании как общества, так и полиции (и ФБР) «мафия» была скорее мифом, образом, размытым определением. Это предопределило несколько несерьезное отношение к «байкам» о мафиозо. Наконец, и это не маловажно, во времена «Сухого закона» гангстеры и бутлегеры были предметом подражания, их действия в целом одобрялись доверчивым обществом. Фильмы начала 30-х подтверждают существование такого отношения. В те времена к бутлегерам относились как к смелым, предприимчивым людям, делающим свой бизнес. Знаменитый фильм «Лицо со Шрамом» (1932) или «Быстрые миллионы» — это скорее истории успеха и реализации американской мечты, неудивительно, что мафия и гангстеры приобретают здесь романтический характер. Разочарование в мафии и испуг пришли позже – вместе с XXI поправкой к Конституции отменившей в 1933 году «сухой закон», и переменившей отношение к мафиозо и зафиксировавшей первый этап возвышения американской организованной преступности. История «настоящей» сицилийской мафии в США и ее сотрудничества с теми, кто остался в Сицилии, только начиналась. Тем не менее, почва для будущих мифов и легенд, воплотившихся во множестве голливудских фильмов и в литературе, была подготовлена именно во времена prohibition era. Автор: Esquire (Андрей)
Источник: http://ilovecinema.ru/blog/104564/ |