Фан-сайт фильма "Крёстный отец"
Меню сайта

Категории каталога
Аль Пачино [22]
Об актёре
Джеймс Каан [6]
Об актёре
Роберт Дюваль [21]
Об актёре
Марлон Брандо [14]
Другие актёры [7]
Дайан Китон [5]
Роберт Де Ниро [28]
Актёр, сыгравший роль молодого Вито Корлеоне в фильме "Крёстный отец 2"

Наш опрос
Фильмы какого актёра из Крёстного отца Вы смотрите (можно выбрать несколько ответов)
Всего ответов: 199

Главная » Статьи » Актёры » Роберт Дюваль

Роберт Дюваль - актёр тысячи характеров. Часть 2

Роберт Дюваль в свои 64 года, как хороший наездник, естественно снимается во всех эпизодах соревнований сам и это прекрасно видно. А показывать ли подобное кино своим детям - каждый родитель решит самостоятельно.

1996-й год. Семейное дело / A Family Thing

Режиссёр Ричард Пирс. Продюсер Роберт Дюваль.

Семейное дело. Эрл

Он же в роли парня по имени Эрл, который неожиданно узнаёт, что оказывается, он сын чернокожей женщины и у него есть брат - самый настоящий негр. Ситуация, по мнению критиков, далёкая от проблем россиян, но прекрасно обыгранная, так что смотрится и у нас с интересом.

И снова Дюваль в роли обыкновенного, уже не очень молодого человека. Таких в Америке - миллионы. Живёт в сельской местности, держит магазинчик всякой сельхоз техники, вполне счастлив - и вдруг такое откровение от умирающей женщины, которую он всю жизнь считал своей матерью! А дальше надо смотреть.

На сей раз отсутствует даже намёк на какой-то специфический грим. Характер персонажа тоже ничем особенным не примечателен. Он не сумасшедший, не воспитанник сицилийской семьи, не спивающийся певец и даже не старый опытный полицейский. Он просто пытается разобраться в своих чувствах и решить для себя, как жить дальше: давиться тем, что ты - негр (наполовину), пытаться что-то вызнать у неожиданной чернокожей родни, которая презирает белых и едва ли считает их за полноценных людей, или просто махнуть на всё рукой и послать куда подальше?

Несколько хорошо подмеченных штрихов делают образ Эрла более законченным. Например, когда-то у него было серьёзное ранение в ногу, так что на всю оставшуюся жизнь в ноге осталось множество осколков. Кто сталкивался с проблемами недостаточно надёжно действующих нижних конечностей, сразу поймёт, в чём дело: с земли Эрл поднимается по принципу "встающей коровы". Сперва нужно упереться в землю руками, а потом рывком выпрямить ноги (в общем, в первую очередь поднять заднюю часть). Дальше - проще, оттолкнулся руками от земли и выпрямился. Это надо сыграть, чтобы было ничуть не смешно и понятно, почему именно так. А ближе к концу этот странный способ объясняется, когда Эрл рассказывает своему чернокожему брату, как получил ранение, ни разу не побывав в бою.

Нюансы и детали - это то, что индивидуально у каждого человека. Движения, жесты, мимика - это такая же визитная карточка или бренд любого из нас. У актёра периодически проскальзывают характерные для него по жизни жесты, но помимо этого он каждый раз создаёт новые, которые становятся визитной карточкой уже не его самого, а его персонажей. Опять-таки, в сценарии прописывается очень многое, но ведь не всё и не всем это помогает. И далеко не каждый может отойти от своего собственного образа и придать своеобразие герою на экране.


2000-й год. Цена победы / A Shot at Glory

Режиссёр Майкл Корренте. Продюсер Роберт Дюваль.

Цена победы. Гордон Маклауд

Спортивные фильмы - тематика специфическая, "на любителя". Но то, что в качестве продюсера в этом фильме выступил Роберт Дюваль, отмечается не просто так. Из тех немногих фильмов, которые в качестве продюсера или режиссёра снимал Дюваль невозможно выделить ни одного некачественного или неинтересного.

Любителям футбола картина наверняка понравится. Хотя и для людей далёких от мыслей о футболе здесь есть на что посмотреть. В центре повествования - судьба шотландской футбольной команды, которая пробивает себе путь в высший эшелон и её тренера Гордона Маклауда. Убедительная работа Дюваля, создающего образ старого опытного тренера, сурового и категоричного человека, который не стал сам великим футболистом, но может привести своих подопечных к настоящему мастерству. Может, когда надо, заставить их почувствовать себя командой, а когда надо - вступить в личное соревнование для пользы общего дела.

Атмосфера настоящей Шотландии с её волынками, своеобразными городками на склонах гор, гордыми и увлечёнными людьми, хранящими сам дух Шотландии, наполняет фильм своеобразием и делает его чем-то большим, чем просто фильм о спорте. Внутренние переживания персонажей, их взаимоотношения друг с другом, оставляют достаточно места для психологичности. И наконец, это просто хорошее кино, которое вполне можно посмотреть, даже не увлекаясь футболом.


К спортивным фильмам о футболе, но в комедийном варианте, относится снятый в 2005-м году фильм "Бей и кричи" (Kicking & Screaming). Ничего особенного сказать про фильм невозможно. Хорошую комедию снять трудно. Эта почти удалась. Роберт Дюваль превосходно сыграл очередного отца, который всю жизнь стремится быть первым. В нём ничего общего с Гордоном Маклаудом, хотя и в том и в другом случае - это роль футбольного тренера. В фильме неплохо показан детский футбол, порой проскальзывает приятный и вполне понятный юмор, хотя много и чисто американского понятия о том, что должно быть смешно. В целом фильм вполне можно посмотреть, чтобы пополнить количество впечатлений от разнообразных персонажей Роберта Дюваля и просто расслабиться и получить удовольствие.


2007-й год. Хозяева ночи / We Own the Night

Режиссёр Джеймс Грэй.

Хозяева ночи. Барт Гразински

Фильм - среднего пошиба боевик про русскую мафию в Америке (даже звучит смешно). Наверное, американцы считают русских очень крутыми, потому что большую часть фильма эта самая русская мафия "на ура валяет" американских полицейских и едва ли не потешается над их тупостью, попутно прибирая к рукам наркобизнес, посылая куда подальше мафию итальянскую и латиноамериканскую. Под конец за дело берутся русские из числа полицейских и разбираются-таки с этой русской мафией, обложив как лису в норе.

Роберт Дюваль играет роль опытного старого начальника полицейского департамента, отца двух великовозрастных сыновей, Альберта Гразински (или Грузински - как кому нравится). Такой жёсткий, категоричный русский, который безусловно представляет из себя серьёзную опасность (сами-то коренные американцы не могут с русскими справиться). Разумеется, слишком умный коп русских "мафиозов" не устраивает и его решают убрать при первом удобном случае. И убирают-таки.

Фильм, явно заслуживающий того, чтобы его разобрали "по косточкам" любители выискивать киноляпы. Одно полоскание крошечного кусочка меха (примерно три на три сантиметра) в нескольких литрах воды с последующим выпариванием из этой воды дикого количества наркотика в столовой ложке чего стоит. Можно подумать, что на звериный мех наркотический порошок особенно хорошо пристаёт, примерно как железные опилки к магниту. Если таким способом (распылив по шкуркам животных) провозить наркотик, одно можно точно сказать: наркоманы будут всю дорогу бежать вслед за поездом (или грузовиком) и слизывать с дороги кокаиновую "пудру". А уж умный русский, который непостижимым образом догадывается, что в простой на вид зажигалке может быть вставлен микрофон, выглядит так круто, что круче и не бывает.

Но к игре Роберта Дюваля придраться невозможно. Он образ создал, проработал и довёл до логического финала.

Крутые парни

Сложно сказать, на сколько действительно каждый актёр-мужчина стремится в своей жизни сыграть роль "крутого мужика". Вероятно, это должно быть естественным явлением. Каждый хочет блеснуть своими выдающимися (или не слишком выдающимися) данными и сыграть если не Гамлета, Наполеона и Юлия Цезаря, так по крайней мере подполковника Килгора, или Рэмбо, или Крутого Уокера, или ещё кого-то резко отличного от обычных среднестатистических людей. Главное, чтобы это было сыграно правдоподобно.

У Роберта Дюваля с его скромными данными (не Шварценеггер, не Ван Дамм и даже не Хью Джекман) "крутые мужики" получаются ничуть не хуже, чем у перечисленных мной актёров.


1975-й год. Элита убийц / The Killer Elite

Режиссёр - Сэм Пекинпа.

Элита убийц. Джордж Хансен

"Милая" история о том, как работали вместе два наёмника, довольно-таки высокого класса, надо сказать. А потом одного перекупила конкурирующая организация и он, нехороший человек, чуть не укококшил своего напарника. В дальнейшем бывшие друзья встречаются "по разные стороны баррикад" и вынуждены работать друг против друга.

Простая на первый взгляд история, незамысловатый сюжетец. Есть в нём одно "но", которое поднимает картину на уровень выше, чем просто "тупые боевики". Убийца Джордж Хансен (Роберт Дюваль) всё-таки не убивает своего друга, хотя и должен это сделать. И впоследствии между ним и его бывшим напарником Майком (Джеймс Каан) происходит небольшая разборка на тему: "Почему ты меня не убил, когда мог это сделать?" И тут выясняется, что Хансен просто не мог убить друга, что бы тот о нём не думал. Ну не мог - и всё! А такой крутой...

Джордж Хансен - роль для Дюваля может и не слишком замысловатая, но и здесь актёр выкладывается в полную силу, создавая образ достаточно циничного наёмника (а куда без цинизма, если тебе приходится убивать, устраивать взрывы и всячески нарушать общечеловеческие нормы поведения и морали), который одновременно всё ещё где-то в душе остаётся если не порядочным человеком, то по крайней мере, другом.

Чисто внешне создаётся впечатление, что смотреть через прицел оружия Хансену гораздо привычнее, чем просто так. Есть в нём какой-то прищур, будто потенциально он в каждом видит будущую жертву. И прищур этот присутствует в любых обстоятельствах, ощущается даже тогда, когда этот человек веселится или шутит. Но он до последнего не хочет убивать бывшего напарника. Ему важно выполнить новое задание, но он не желает сцепляться с Майком только потому, что это угодно его новым хозяевам. Так получается, что Хансена убивает совершенно посторонний человек, снайпер, который просто нашёл себе удобную точку обзора и которому было решительно всё равно до личных разборок этих двоих. Пожалуй, сами бывшие друзья так и не устроили бы между собой соревнования на тему "кто кого круче". И почему-то, по образу Хансена и по тому, как преподносит его Дюваль, хочется признать более крутым именно его. А снайпер в одинаковой степени может "снять" и крутого, и сопливого.


1979-й год. Апокалипс сегодня / Apocalypse Now

Фрэнсис Форд Коппола - режиссёр достаточно необычный, чтобы его фильмы вызывали противоречивые чувства.

Апокалипсис сегодня. Подполковник Килгор

С одной стороны, "Апокалипсис сегодня" - это из ряда вон выходящий фильм с весьма странным сюжетом, а с другой - в нём присутствует некий дух, заставляющий проникнуться всеми этими зарисовками и захотеть понять, что же это такое - война во Вьетнаме. Картина некоего умопомешательства и вечного желания американцев из любого дела сделать шоу, в том числе и из войны во Вьетнаме. И более понятно становится, почему они проиграли эту войну. Потому что война - не шоу, как бы им этого ни хотелось. И вот такой критический взгляд просматривается в фильме Копполы.

Подполковник Килгор (Роберт Дюваль) - образ одного из чокнутых военных, этакого "ковбоя от авиации". Он либо до такой степени бравирует перед лицом смерти, что перестаёт адекватно реагировать на опасность, либо, как свойственно некоторым не совсем нормальным людям, действительно ничего не боится. Для него война - это что-то вроде развлечения или экстремального вида спорта. И он не воюет, а словно "отрывается" на полную катушку. Похоже, ему даже всё равно, убьют его или нет. Главное - это получить кайф любой ценой.

"Я люблю запах напалма по утрам" (I love the smell of napalm in the morning) - знаменитая фраза, которую наверняка знают очень многие. Хотя опознать в подполковнике Килгоре того самого Роберта Дюваля, который играет Тома Хагена в "Крёстном отце", или Джорджа Хансена в "Элите убийц" практически невозможно.

По свидетельству некоторых составителей биографии Роберта Дюваля, он сам признавался, что работал над образом Килгора, вспоминая некоторых сослуживцев своего отца. В любом случае, если таковые наблюдения за средой военных имели место, Дюваль прекрасно их использовал.


Год 1986-й. Давай спасем Гарри / Let's Get Harry

Режиссёр Алан Смит снимает ленту, про которую хочется сказать: две первые трети - шедевр, последняя треть - фантастический боевичок невысокого пошиба.

Давай спасём Гарри. Норман Шрайк

Естественно, это личное мнение автора статьи и оно не претендует на то, что именно так подумает каждый, кто посмотрит фильм. А посмотреть его стоит, потому что первые две трети поставлены очень динамично, необычно и правдоподобно.

Норман Шрайк (Роберт Дюваль), в прошлом военный, берётся помочь четырём дилетантам, задумавшим пробраться в джунгли, на территорию наркоторговцев, чтобы спасти старшего брата одного из четверых. Задача сама по себе не просто сложная, а практически невыполнимая. Герои - простые парни, не то чтобы слишком смелые, которые в жизни оружия в руках не держали. Именно поэтому они и приходят к выводу, что надо нанять профессионала, который поможет им сделать всю самую сложную работу.

После нескольких неудачных попыток выбора "профессионала", насмотревшись на наркоманов и психов, жаждущих получить денежки за работу, перед нашей четвёркой (точнее, за их спинами) появляется некто Норман Шрайк. Этакий "интеллигент", в элегантном пальто и с не менее элегантным портфельчиком. Несмотря на "стильный прикид", по нему сразу можно понять, что своё дело он знает. Тому, кто действительно крут, не требуется искусственно изображать из себя крутого.

Роберт Дюваль сыграл эту роль в 55 лет. Его Норман Шрайк - человек действительно очень опытный. Хотя абсолютно опытные и удачливые герои бывают только у Стивена Сигала (этого никому и никогда не удаётся хоть немного повалять ради разнообразия). Шрайка с успехом "валяют" несколько раз в течение фильма. Но понятное дело, невозможно полностью избежать эксцессов, когда берёшься за практически безнадёжное дело. Всё получается очень естественно, понятно и ничуть не умаляет достоинств "крутого мужика" Нормана Шрайка. Достаточно посмотреть, как он разделывается со шпаной на ночной улице, чтобы убедиться: в свои 55 лет Дюваль многих может заткнуть за пояс. Его движения точны, как у ювелира. И он совершено не производит впечатление "просто среднего американца".

Убивают Шрайка совершенно случайно, в перестрелке, из-за неосторожно выскочившего под выстрелы мальчишки, которого Шрайк пытается прикрыть. Наверное, так оно и бывает: неожиданно и очень обидно.

И вот с исчезновением Шрайка начинаются в фильме "чудеса": неопытные мальчишки, только что впервые в жизни пострелявшие из настоящего оружия, уничтожают целую кучу профессиональных боевиков, пробираются в непроходимые джунгли благодаря симпатичной девушке, которая (не иначе, чтобы заменить Шрайка) вдруг берётся им помогать, минируют в полной темноте незнакомую базу наркоторговцев, на которой безошибочно находят боеприпасы и бензин для своей диверсии и ухитряются смыться вместе со спасённым Гарри, потеряв всего одного персонажа, который, по правде говоря, с самого начала показывается не слишком-то симпатичным парнем. Не иначе, как дух Нормана Шрайка вёл "отважных героев" через джунгли и командовал в полной темноте, на незнакомой базе, где и что нужно взять, как заминировать и куда отступать.

Так, с исчезновением очень убедительного и правдоподобного персонажа в исполнении Роберта Дюваля, фильм скатывается на "чудесную" и совершенно нелогичную концовку. Но посмотреть безусловно стоит. Хотя бы первые две трети.


1989-й год. Одинокий голубь / "Lonesome Dove" ТВ сериал

Об этом фильме можно сказать очень много. Он, как и "Крёстный отец", достоин отдельной статьи.

Одинокий голубь. Огастес (Гас) МакКрай

Режиссёр Саймон Уинсер поставил прекрасную экранизацию одноимённого романа Ларри МакМертри, посвящённую тем, кто осваивал Дикий Запад. Кто-то сказал, что в этом вестерне не хватает "какой-то изюминки", "чего-то новаторского". Чего? Инопланетян? Джедайский Силы? Невозможно согласиться с подобным мнением. Как раз в этом фильме всё на своих местах. И он хорош прежде всего тем, что рисует масштабную картину, которая действительно способна познакомить зрителя с тем, что "у них там, на Диком Западе" делалось. Сами американцы признали в фильме великолепно экранизированную историю своей страны, историю своих собственных бабушек и дедушек.

Герои фильма проходят насквозь всю территорию США: от самой южной границы Техаса, до самой северной границы Монтаны. Три с лишним тысячи миль, больше полугода в пути, все "прелести" погоды, природы и прочих экстремальных "развлечений", какие только можно себе представить. Прекрасная операторская работа, грандиозные ландшафты, чётко продуманные декорации. И люди. Конечно, люди - это главное. Представители всех сословий и родов деятельности, от честного фермера-земледельца до бандита-метиса, от проститутки до шерифа. Не затронуты разве что крупные города. Но города во второй половине девятнадцатого века - они везде города, что в Европе, что в Америке.

Роберту Дювалю на момент съёмки фильма - 58 лет. Возраст достаточно значительный, но ничуть не мешающий актёру сыграть полного сил пожилого человека. Его персонаж - бывший рейнджер, который способен в равной степени предаваться абсолютному безделью и преследовать в одиночку целую шайку бандитов. И удивительно, как эта шайка не бежит от него со всех ног, писаясь от страха. Впрочем, им же хуже, что они не побежали сразу, потому что возмездие в образе Огастеса МакКрая настигает их и кладёт конец их злодейским выходкам.

За роль Гаса МакКрая Роберт Дюваль получил в награду "Золотой глобус", что вполне заслуженно.

Одинокий голубь. Огастес (Гас) МакКрай

Кто бы мог столь убедительно сыграть человека одновременно бесконечно терпеливого, смелого, с его абсолютно философским отношением к жизни и смерти, привлекательного для женщин наверное всех возрастов и рода занятий - и при этом принципиального бездельника, когда есть повод побездельничать, доводящего товарищей своим "Здравствуйте, девушки!" и тому подобными шуточками, сентиментального до слёз и одновременно жёсткого до грубости. Он будто вобрал в себе множество черт, которые вкупе дают портрет настоящего мужчины Дикого Запада с его "мужским одиночеством", несбывшимися надеждами и умением жить каждой минутой и не жалеть о том, чего нет.

Ну, и конечно же, Роберт Дюваль создаёт образ, с присущим ему мастерством работая над каждой мелочью и деталью. Вот в нём скользит какая-то беззаботная грусть (противоречивое, но вполне понятное сочетание), когда он встречает старого друга Джейка Спуна (Роберт Урич) и признаёт, что мало чего они смогли добиться за последние десять лет, прозябая в крошечном городке "Одинокий Голубь". Вот в нём прорывается вполне здоровый скептицизм, когда капитан Вудро Ф. Колл (Томи Ли Джонс) вдруг загорается идеей гнать скот в Монтану, чтобы повидать новые, ещё не занятые земли.

Гаса искренне веселит и одновременно приводит в недоумение то, как они, всю сознательную жизнь защищающие закон, наворовывают у мексиканцев больше двух тысяч коров и, "как честные фермеры" (которыми они не являются ни по сути, ни по призванию), гонят эту краденную скотину через всю страну неведомо куда.

Вот МакКрай, возмущённый наглым барменом, без особых угрызений совести размазывает того "мордой об стол", точнее о барную стойку. А вот он лежит, прячась от выстрелов за трупом собственной лошади, ничуть не переживая из-за того, что он один, посреди бесплодной степи, без какой-либо надежды на подмогу, против банды, готовой порвать его в клочки при первой возможности.

В образе Гаса МакКрая нет ничего показного. Он - не супермен.

Одинокий голубь. Огастес (Гас) МакКрай

Он просто немолодой и очень опытный человек, который умеет соразмерять свои силы и бороться за жизнь, свою или чужую, столько, сколько нужно. И когда приходит его час, он умирает так же, как жил: без геройства и патетики, без жалоб или отчаяния, словно смерть - это такое же дело, которое каждому рано или поздно придётся сделать. Но ведь так оно и есть.

Роль Огастеса МакКрая вполне может претендовать на лучшую роль Роберта Дюваля. Пожалуй, и Тома Хагена можно поставить после неё, а ни в коем случае не до. Он создал образ американца, какими они были или потенциально могли быть тогда, когда страна была ещё молода и наверное сильно отличалась от того, что есть сейчас. Если бы вместо индейцев Гойко Митича в своё время в советской стране продемонстрировали фильм "Одинокий голубь" (конечно, это было абсолютно невозможно ни по идеологическим, ни по временным рамкам), наверное, и он стал бы значимым для многих мальчишек и девчонок.


2002-й год. Танго с убийцей / Assassination Tango

Режиссёр и автор сценария - Роберт Дюваль.

Танго с убийцей. Джон Джей

Наверное, каждому актёру хочется сделать для себя-родимого фильм, чтобы он был в главной роли, такой блистательный и великолепный, как нигде в чужих фильмах себя проявить во всей красе попросту не дадут. Однако, несмотря на некоторое суперменство, хочется сказать, что Дюваль поставил фильм превосходно и режиссёр из него ничуть не худший, чем актёр. Хотя тематика фильма действительно странная.

Джон Джей - наёмник (да-да, снова наёмник и снова - достаточно высокого класса). Его приглашают в Аргентину, чтобы убрать одного вывернувшегося от возмездия диктатора, который оказался не по зубам правосудию. У наёмника Джона Джея есть своё хобби, он обожает танго. И так уж получается, что непредвиденная задержка (диктатор куда-то укатил отдыхать) позволяет Джею познакомиться с симпатичной девушкой и настоящим аргентинским танго.

Заметьте: в этом фильме Роберту Дювалю 71 год. А на экране - полный сил пожилой мужчина, который имеет все основания быть уверенным в себе. У него движения танцора и повадки хищника. В нём нет ничего общего с Норманом Шрайком, или с Джорджем Хансеном, кроме профессионализма.

Кинематографические приёмы и грим, конечно, могут в некоторой степени сгладить впечатление от возраста. Однако Юл Бриннер в "Возвращении великолепной семёрки" выглядит больным и старым, каким он и был на тот момент. Никакие приёмы не позволили это скрыть. Болезненность Жерара Филипа в "Фанфане-тюльпане" бросается в глаза несмотря на то, что он играет молодого и (теоретически) полного сил парня, а на Андрея Миронова в "Человеке с бульвара Капуцинов" больно смотреть. Зато Дювалю и его энергичности веришь. Он такой и есть.

Вестерн

После того, как уже сказано о "Настоящем мужестве" и об "Одиноком голубе", выносить отдельно жанр вестерна было и необязательно. Но всё-таки сделаем это, поддержать стремление сравнивать таких разных парней в ковбойских шляпах, которые рождались на экране благодаря Роберту Дювалю.

1969-й год был, как уже говорилось, знаменателен фильмом "Настоящее мужество" с Джоном Уэйном в главной роли. А рядом с Уэйном - маленький бандит Нэд Пеппер Роберта Дюваля, к которому невольно проникаешься сочувствием к финалу фильма и который так непохож на персонажа, появившегося всего-то три года спустя, в фильме Джона Стерджеса с Клинтом Иствудом в главной роли.


1972-й год. Джо Кидд / Joe Kidd

Вряд ли можно сказать, что Стерджес снял что-то необычное или из ряда вон выходящее.

Джо Кидд. Землевладелец Фрэнк Гарлан

Вестерн этот, хоть и с Клинтом Иствудом - самый обыкновенный вестерн, с достаточно чётким разделением: вот это - герой положительный, а это - отрицательный. Положительный, конечно, может иметь некоторые мелкие недостатки, но отрицательный просто обязан быть без всяких вариаций однозначно отрицательным. И вот как раз в роли обязательно-отрицательного персонажа выступает Роберт Дюваль с его подлым, циничным и корыстным землевладельцем Фрэнком Гарланом.

В очень узких рамках, которые были отведены его персонажу, Роберт Дюваль неплохо справился с ролью циничного мерзавца, мечтающего убить почти ни в чём неповинного мексиканца ради того, чтобы отобрать у него землю и благополучно подстреленного в финале персонажем Клинта Иствуда. В отличие от Нэда Пеппера Фрэнк Гарланд никакого сочувствия не вызывает. Это действительно отрицательный герой, достаточно смелый для негодяя (иначе главному герою неинтересно бы было с ним бороться), но убедительный. Посмотрим - и забудем о нём.

Вернёмся ещё раз к масштабной работе Роберта Дюваля в "Одиноком голубе".

Одинокий голубь. Гас МакКрай

Образ Огастеса МакКрая, героя совершенно отличного от прочих вестернов, так что и сравнивать-то его с Нэдом или Фрэнком нет нужды. Даже внешне эти персонажи на столько сильно отличаются, что вполне могли быть персонажами совершенно разных актёров. Но факт остаётся фактом: всех трёх сыграл Роберт Дюваль.

Конечно, между этими фильмами существует значительная временная разница - 17 лет. Да и роли совершенно разные, диаметрально противоположные. Хотя иного актёра не заставишь отойти от своего образа ни в каком возрасте. Определённые параллели в похожих образах можно увидеть у разных актёров. Кто-то из критиков заметил, что посмотрев фильм "Джентльмен из Фриско" с Харрисоном Фордом в главной роли (которого с полным основанием можно назвать значительной фигурой американского кинематографа) можно представить себе "откуда взялись на просторах галактики Star Wars контрабандисты", то бишь, Хан Соло. Ничуть не хочется умалять достоинство Харрисона Форда, хотя с мыслью можно согласиться. Но ни Нэд Пеппер, ни Фрэнк Гарланд не имеют ничего общего с Огастесом МакКраем. Поэтому невозможно даже условно назвать эти две роли подготовительным этапом к масштабному и значимому образу бывшего рейнджера в "Одиноком голубе". Он даже внешне кажется абсолютно не похожим на этих двоих. Не говоря уже о сути и её выражении.

Следующий фильм открывает маленькую галерею образов внешне схожих, но внутренне так же совершенно отличных.


1993-й год. Джеронимо: Американская легенда / Geronimo: An American Legend

Режиссёр Уолтер Хилл.

Джеронимо: Американская легенда. Эл Сибер

Фильм повествует о финальном этапе борьбы с индейцами племени апачи. Роберт Дюваль играет в нём роль армейского разведчика Эла Сибера. Этот человек двадцать лет своей жизни отдал на то, чтобы разыскивать агрессивно настроенных индейцев. У него огромный опыт, он следопыт не хуже, чем сами индейцы. Много раз он бывал ранен, он сам упоминает о семнадцати ранениях. Но это не останавливает его и он продолжает заниматься своим делом. Потому что знает, на сколько опасны индейцы для местного населения, которое призвана защищать армия.

В этом образе Роберт Дюваль передаёт зрителю ту точку зрения на индейцев, которая лично мне кажется свободной от предвзятости, продиктованной идеологической обработкой бывшего СССР. Индейцы - это прежде всего опасность. Никто не говорит, что их нужно истребить всех поголовно, но нужно сделать так, чтобы от них не страдали другие люди.

Старым разведчиком Элом Сибером через двадцать лет службы руководит уже азарт, он попросту не может расстаться со своим делом, потому что это - единственное, что он умеет делать хорошо. Он привык мириться с ранами, с любыми неудобствами, с тем, что он далеко не всем нравится из-за своей резкости, необразованности, грубости. Но ему в общем-то всё равно, что думают о нём другие. Потому что со своей точки зрения он прав.

Вот такой несложный, но достаточно проработанный образ является зрителю благодаря игре Роберта Дюваля. И пусть каждый сам решает, на чьей он стороне. Но как-то не получается встать на сторону индейцев. А вот сторону Эла Сибера можно было бы принять, потому что легко можно представить себя на месте тех фермеров и переселенцев, которые осваивали Америку. Они, эти переселенцы, нуждались в защитниках типа армейского разведчика мистера Сибера, со всем его цинизмом, необразованностью и преданностью своему делу.


2003-й год. Открытый простор / Open Range

Режиссёр - всем известный Кевин Костнер. Он же - в одной из главных ролей.

Открытый простор. Босс Спиармен

Роберту в этом фильме 72 года, то есть на десять лет больше, чем в фильме "Джеронимо: Американская легенда". При чём, по его же интервью, на подготовке к фильму он упал с лошади и сломал себе несколько рёбер, в результате чего пришлось перенести начало съёмок на полтора месяца. Видимо, этого оказалось достаточно для семидесятидвухлетнего человека чтобы залечить свои переломы. Во всяком случае, в фильме никаких неудобств со стороны Роберта Дюваля, или какой-нибудь заторможенности из-за последствий травмы не чувствуется.

Дуэт Роберта Дюваля и Кевина Костнера, безусловно, интересен. Хотя у фильма достаточно избитый и прямолинейный сюжет, положенное количество романтических отступлений, негодяи выглядят категорическими негодяями, без каких-либо "светлых" поползновений, а положительные герои, этакие простые парни, готовы в равной степени рисковать на спасении и человека, и тонущей собачонки. А в финале красивая женщина достаётся неотёсанному и грубому, хотя такому приятному в душе мужчине - герою Кевина Костнера. Но, как говорится, "в каком столетии не живи, никуда не денешься от любви".

Но вернёмся к Дювалю. Через три года, в минисериале "Прерванный путь" Уолтера Хилла (сам Дюваль выступает в качестве продюсера картины) он играет внешне похожего персонажа, который однако является совсем иным.


2006-й год. Прерванный путь / Broken Trail (ТВ)

Если в "Джеронимо" персонаж Дюваля Эл Сибер - грубоватый разведчик, который буквально всего себя положил на службе в армии и ничего более у него никогда не было, помимо стремления хорошо делать своё дело, а в "Открытом просторе" его Босс Спиармен - мало интеллигентный, простой ковбой, который всю жизнь не видел ничего, кроме коровьих задниц, не совсем знает, как себя вести в культурном доме в присутствии женщины и мало опытный в ведении боя с превосходящими силами противника, то в "Прерванном пути" - это прежде всего джентльмен.

Прерванный путь. Прэнтис Риттер

Он прост, благороден, он олицетворяет собой хорошего хозяина и руководителя, может придумать, как помочь племяннику, которого мать (его сестра) оставила без наследства, чтобы не обидеть ни племянника, ни память своей умершей сестры. Прэнтис Риттер способен взять на себя ответственность за случайно "свалившихся" на голову китаянок и возиться с ними, как с родными дочерьми, пытаясь найти общий язык, в то время, как ни китаянки не знают английского, ни Прэнтис Риттер не ведает китайского. И он не просто берёт на себя заботу об этих китаянках, но и без колебаний отдаётся в руки бандита, когда это остаётся единственным способом сохранить девушкам жизнь.

Прэнтис Риттер - человек старый, но всё ещё полный сил, способный понять и принять собственную старость, но вместе с тем остающийся мужчиной, защитником, готовым делиться своим опытом с молодёжью и не пасовать перед опасностью. Роберт Дюваль превосходно справляется с верховой ездой и, как и должно его персонажу, производит впечатление человека, для которого это - привычное дело, которым он занимался всю жизнь.

В нём постоянно проскальзывает жизненная смекалка, которая является следствием большого опыта и долгих лет жизни. Достаточно посмотреть на то, как он торгуется с индейцами, которые требуют за проезд по своей территории двух лошадей. Сперва Прэнтис Риттер намекает им, что он может отдать только одну, а если их это не устраивает - так он уже стар и не боится смерти. Но потом, когда ему намекают, что с ним - его молодые спутники и женщины, которые скорее всего смерти боятся - он ухитряется всучить вместо одного коня вырезанную из деревяшки игрушечную лошадку: "Вот вам лошадь. Выбирайте вторую". И индейцы, оценив юмор, соглашаются на такую сделку.

Фильм не только снят на великолепной натуре, так что можно полюбоваться работой оператора, но и достаточно интересен сюжетно. В нём нет однозначности и шаблонности "Открытого простора". И не только Роберт Дюваль, но и остальные актёры превосходно справились со своей задачей, создав произведение, достойное внимания зрителей. А ещё (проведите параллель) - он повествует о начале XX века. Начинаются события фильма 1998-м годом, заканчиваются 1912-м. В этом же 1912-м году, утонул "Титаник". Через два года начнётся Первая мировая война. В конце фильма голос за кадром сообщает, что девушки-китаянки, выучившись в Америке, вернулись в Китай, где открыли госпиталь, но пропали без вести во время китайской революции 1925-1927 годов. Интересно сопоставить мировые события и нравы с почти не изменившимся, хотя вроде уже закончившимся Диким Западом, который тем не менее ничуть не закончился и продолжается, всё такой же дикий и непредсказуемый.

Все три роли (Эл Сибер, Босс Спиармен, Прэнтис Риттер) не так уж сильно отличаются внешне, но зато очень сильно разнятся внутренне. Спутать их невозможно, потому что каждый портрет проработан актёром самым тщательным образом.

Пожалуй, после этих троих (особенно после двух последних) самое правильное будет перейти к теме пожилых джентельменов, коих за свою карьеру Роберт Дюваль сыграл немало, ни разу не повторившись. Итак!

Пожилые джентельмены

Казалось бы, не так легко одному актёру сыграть кучу "старичков", при этом сделав их на столько разными, чтобы они не путались. Однако, в каждом "старичке" Дюваля - своеобразие, которое делает персонажей не похожими друг на друга. Сыграть пожилого человека, с его определённым опытом, устоявшимися жизненными взглядами, привычками, манерой - задача интересная.

В эту рубрику можно внести некоторые фильмы, рассмотренные ранее, но ограничимся несколькими, о которых ещё не упоминали.


1993-й год. С меня хватит! / Falling Down

Режиссёр Джоэл Шумахер.

С меня хватит. Детектив Пендергаст

Роберт Дюваль в роли очередного полицейского, готового уйти на пенсию. Детектива Пендергаста не слишком уважают, а некоторые откровенно считают трусом. И всё потому, что однажды, потеряв маленькую дочь, его жена сделалась настоящей мегерой, требует с мужа, чтобы он возвращался домой строго по часам и устраивает истерики, если он хоть чуточку задержался на работе. И муж предпочитает выглядеть излишне осторожным, трусом, кем угодно, лишь бы угодить жене и не спровоцировать у неё очередной припадок.

Разумеется, некоторые товарищи Пендергаста видят, какой он на самом деле и вовсе не считают его трусом. Да и ума ему не занимать. Он оказывается единственным, кто смог понять, что происходит, когда в городе начинает орудовать непонятный маньяк. Попытаться представить себя в чужой шкуре и вычислить, с кем имеет дело и кого надо искать - это серьёзное качество настоящего следователя.

Кто-то сказал, что едва на экране появляется Дюваль - зритель сразу оказывается под его обаянием. С этим мнением можно согласиться. Скромное такое, симпатичное обаяние. И вполне располагающий к себе джентльмен, который всё-таки нашёл силы справиться и с женой, и с преступником.





Источник: http://dugward.ru/publ/s36.html
Категория: Роберт Дюваль | Добавил: Tomas_Hagen (27.09.2009) | Автор: М.В. Гуминенко
Просмотров: 2141 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта


    Реклама РИ. Сентябрьский Лис на Борда.ру
    Доска объявлений
    Сайт клана

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz