В главных ролях: Аль Пачино, Талия Шайр, Энди Гарсия. В ролях: Дайан Китон,
София Коппола, Эли Уоллах, Джон Уоллек, Бриджит Фонда, Джордж Хэмилтон,
Раф Валлоне, Джон Сэвэдж, Донал Доннелли, Ричард Брайт, Хельмут Бергер,
Франко Читти.
Награды: Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм. "Золотая малина" — худшая новая звезда, худшая актриса второго плана — София Коппола..
Интересные факты о фильме:
Вместо Софии Копполы дочь Майкла Корлеоне должна была исполнить Вайнона
Райдер, но она ушла к Тиму Бартону — сниматься в "Эдварде
Руки-ножницы". Среди других кандидатур числилась Джулия Робертс. А еще
в этой роли пыталась засветиться Мадонна. Последним двум барышням,
возможно, крупно повезло, потому что София Коппола собрала больше всего
(в процентном соотношении — 65%) голосов в номинации "худшая новая
звезда" и "худшая актриса второго плана" за всю историю "Золотой
малины".
Из-за
разногласий с "Парамаунтом" Роберт Дювалл не стал участвовать в
проекте, и из сценария был исключен один из ключевых персонажей — Том
Хаген.
Фильм был снят в надежде разрешить финансовые проблемы кинокомпании Копполы Zoetrope Studios.
Коппола
предложил Аль Пачино 5 миллионов долларов за роль. Но Пачино пожелал 7
плюс процент. Только когда Коппола пригрозил, что умертвит Майкла в
начале фильма и, соответственно, обойдется без услуг столь
дорогостоящего актера, Пачино пошел на попятную.
Роберт Де Ниро хотел поучаствовать в проекте, но Коппола, поразмыслив, отказал ему.
Сюжет частично основан на идеях, опубликованных в книге Дэвида Яллопа "Во имя Господа".
Вместо
Энди Гарсии роль Винсента могли сыграть: Алек Болдуин, Мэтт Диллон,
Винсент Спано, Вэл Килмер, Чарли Шин, Билли Зэйн, Николас Кейдж.
Появление в кадре апельсинов в каждом фильме трилогии предвещает убийство или покушение на убийство.
Снятый в 90-м году фильм показывает, что происходило с семьей Корлеоне
в конце 70-х. Звучит не слишком интригующе. Надеюсь, что чашечку
напалма подбавит в сюжет то, что семья Корлеоне – типа "преступная
группировка". За 16 лет сменилось несколько поколений зрителей. Но, с
другой стороны, разброс в 16 лет позволяет актерам "быть", а не
"выглядеть".
Кстати
– такой, типа апарт, – впервые я посмотрел "Крестного отца 3" на
советской премьере, которая состоялась в питерском "Колизее" в 1991
году, и лишь спустя полгода смог оценить всю трилогию, когда ее
выпустили в широкий кинопрокат. Фильм "для тех, кто помнит". Если
начинать смотреть с нуля, а этим нулем, точкой отсчета, для меня
являлась третья часть, то лишь к середине оной я начал улавливать некий
общий, точнее говоря, частный смысл третьей части –ведь неизвестно,
какой смысл закладывался в предыдущие две части.
Был
определенный риск со стороны Копполы запустить этот проект, но Коппола
всегда был смелым парнем, на что указывают его барские сумасбродные
эксперименты, вершимые на протяжении 80-х годов. По сравнению с этими
экспериментами "Крестный отец 3" выглядел не так уж рискованно, и, во
многом по этой причине, Коппола взялся за его реализацию. Самое
удивительное, что фильм прекрасно завершил эпическую трилогию... Потом
у Копполы были планы снять четвертую часть, сделав главным героем
персонажа Энди Гарсии, племянника Майкла Корлеоне, но Марио Пьюзо умер,
а без своего соавтора и, более того, автора оригинального романа
"Крестный отец", Коппола не решился двигаться дальше. Слава Богу. Я
уверен, что 4-ю часть ожидал бы коммерческий провал, а самого Копполу
крамола и опала (которой он, впрочем, не избежал, снявши "Джека").
Потому что любая "сага о форсайтах" должна иметь свою логическую
концовку.
Трилогия "Крестный отец" необычайно привлекательна
именно для массового зрителя. В ней показывается история семьи. Причем,
как мне кажется, у каждого народа свое восприятие этой картины. За
жестким, остросюжетным действием кроется то, что сближает зрителя с
персонажами. Этот механизм называется корпоративностью и
семейственностью. Вот эту самую "корпоративную семейственность" или
"семейственную корпоративность" Пьюзо и Коппола ставят во главе угла.
Эта штука работает на протяжении веков. Она начинается с мифического,
но странным образом "действенного" родства героя – правителя – бога и
продолжается до сих пор, выражаясь в особом доверии человеку, который с
тобой одной крови. Советскому, российскому зрителю фильм должен быть
близок необычайно, но близок он и любому другому нашему предку или
современнику.
Первый фильм имел наибольший кассовый успех,
причем именно у американского зрителя. У американского зрителя кассовый
успех может быть обеспечен только одним успехом – личным успехом
человека, которого показывают на белом экране. В первом фильме Майклу
Корлеоне, этой заблудшей в демократиях овце, удается раскрыть свой
потенциал, он превосходит отца и укрепляет империю Корлеоне внутри
американской империи. Второй фильм сложнее. Там есть историческая
линия, где отец Майкла, сицилийский беженец Вито Корлеоне, начинает
строить свою империю в стране возможностей, приспособленной как раз для
таких строительств. Но в своих начинаниях он опирается, во-первых, на
свою семью, во-вторых, на соседей-итальянцев. Однако, основная линия
"Крестного отца 2" показывает последовательную деградацию родственных
или этнических отношений. Корпоративность побеждает семейственность.
В-третьей
части имеет место быть окончательный распад. Может быть, не семьи, но
личности Майкла Корлеоне, главного действующего лица эпопеи.
Постаревший Майкл ищет силы в своих молодых, сильных духом детях,
сильных уже хотя бы потому, что они не желают ввязываться в типично
корлеоневскую семейную корпоративность. У Майкла есть антагонист еще с
первой серии – жена Кей. Она – типичная американка, и Майклу,
воспитанному в патриархальном духе, гораздо ближе женщина вроде его
матери, которая была отцу Майкла – Вито Корлеоне – и жилеткой, и
подушкой, и каким угодно предметом. Поэтому с Кей состоялся развод, а
силы для своего активного существования Майкл продолжал искать в детях
и других кровных родственниках – будто вампир. Его сестра, которая
после убийства Майклом ее супруга-тирана потеряла смысл в жизни,
становится верным помощником. Но она – дочь Вито. А дети Майкла – не
только его дети, но и дети своенравной, принципиальной Кей. Это
отражается на их характерах.
Процветающая империя Корлеоне
блюдет свои интересы во всех уголках мира, но самая лакомая часть –
Ватикан. Коппола подчеркивает, что нашим миром правит не Бог, а люди с
"грязными руками", которым по какой-то причине необходимо очиститься.
Майкла трудно упрекнуть в отсутствии цинизма: он, в первую очередь,
хочет очистить свой бизнес, чтобы навариться в гораздо большей степени.
Но его корни – в бедной деревушке, где помимо уважения к дону культивировалось уважение к Богу (и, в первую очередь, к семье).
Майкл
откровенно дерзит, когда, прикрываясь "благими намерениями", лезет в
богоугодную кормушку. За это его постигнет неминуемая кара.
Расправляясь с корыстными высокопоставленными слугами божьими, он тут
же получает удар в ответ. "Грязными руками" конкурентов его хлопает по
щекам сам Боженька и повергает в нокдаун. Но, формально, это происходит
оттого, что Майкл решил сражаться на территории, где некогда был силён,
а теперь ослаб. Ослаб как духом, так и физически (авторы фильма, в
частности, снабжают Майкла диабетом). Закатилась еще одна бессмысленная
звезда, прожившая увлекательную жизнь и совершившая массу поступков,
вряд ли богоугодных, но всё же поступков.