«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» (The Godfather) США, 1971, 175 мин.Боевик, приключенческий фильм.
Остроумный критик Леонард Молтин так определил факт появления фильма
«Крестный отец»: «ответ 70-х годов на «Унесенные ветром». Казалось бы,
какая связь существует между этими картинами, кроме шумного успеха у
зрителей? Но Фрэнсис Форд Коппола вошел в историю американского кино
как режиссер, увидевший в сюжете о мафии возможность создания не
очередной гангстерской ленты, а настоящего эпоса в виде семейной саги.
Вместо войны между Югом и Севером в «Крестном отце» в центре
повествования — жестокая, кровопролитная схватка двух бандитских кланов
на Лонг Айленде в Нью-Йорке в 1945 году. Однако мафия Дона Корлеоне —
прежде всего семья в родовом и духовном значении, где тесно переплетены
узы крови, национальные — итало-американские — связи, гангстерское
«братство». А глава клана является крестным отцом для всех в прямом и
переносном смысле слова. Вероятно, сегодня смелое
чередование эпизодов кровавой бойни и интимно-семейных сцен свадеб,
крещений, супружеских раздоров покажется несколько прямолинейным. В
начале же 70-х годов этот параллельный, «гриффитовский» монтаж сработал
безотказно. Коппола изложил семейную сагу на языке динамичного,
напряженного развития сменяющихся, словно в калейдоскопе, вроде бы
несопоставимых событий, как в финале «Рождения нации» или
«Нетерпимости». Почти трехчасовой фильм на основе подробного и порой
многословного романа Марио Пьюзо производит впечатление круто
развертывающегося «боевика», в котором нет ничего лишнего, любая мелочь
накрепко привязана к сюжету. Картина пользовалась грандиозным успехом и
до сих пор по результатам проката, пересчитанным с учетом инфляции и
изменения цен на билеты, занимает почетное 21-е место за всю историю
американского кино. Справедливо, что премий «Оскар» были
удостоены фильм в целом и сценарий Копполы и Пьюзо. Выдающийся актер
Марлон Брандо, создавший запоминающийся образ патриарха семьи и
гангстерской организации, потом неоднократно пародировался по внешним
приметам роли (приглушенный, хрипловатый голос, внезапный звериный
оскал играющего с внуками старца). А истинным преемником Брандо, между
прочим, отказавшегося от «Оскара» за эту коронную роль, стал не только
по сюжету, но и по высочайшему уровню игры, внутреннему осмыслению
перемен в персонаже Аль Пачино. Он психологически точно сыграл Майкла
Корлеоне, превратившегося из юнца-идеалиста в хладнокровного диктатора,
который уже лишен милых отцовских замашек Дона Вито. Еще с большей
безжалостностью по отношению к своему герою молодой актер исполнил роль
Майкла, ставшую уже главной во второй части. Но остался без вполне
заслуженного «Оскара» — по иронии судьбы этот приз вновь предназначался
тому, кто сыграл Дона Вито Корлеоне — только в молодости, и этим
лауреатом стал Роберт Де Ниро. Сергей Кудрявцев В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Джон Казале, Дайэн Китон, Талия Шайр, Роберт Дювалл, Стерлинг Хейден. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1972 год Премия «Оскар» в номинации «Актер» за 1972 год Премия «Оскар» в номинации «Адаптация» за 1972 год
Источник: http://mega.km.ru/CINEMA/encyclop.asp?TopicNumber=11919 |