Фан-сайт фильма "Крёстный отец"
Меню сайта

Категории каталога
Кинокритика [12]
Критика наша и не наша
Рецензии на фильм [34]

Наш опрос
Как Вы оцениваете фильм "Крёстный отец-3"
Всего ответов: 124

Главная » Статьи » О фильме: кинокритика и рецензии » Рецензии на фильм

Крёстный отец (Евгений Нефёдов)

Крёстный отец 

Godfather, The
«Крёстный отец» Марио Пьюзо / Mario Puzo's The Godfather (полное название)
Вернувшись с фронтов Второй мировой войны, Майкл Корлеоне (Аль Пачино) мечтает о тихой и спокойной жизни с любимой женщиной, Кэй Эдамс (Дайан Китон), и не намерен входить в семейный бизнес. Однако когда под ударом оказывается его родитель, Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо), возглавляющий крупнейший мафиозный клан, и погибает брат Сантино (Джеймс Каан), Майклу приходится взять власть в свои руки. Так рождается новый влиятельный крёстный отец…

© Евгений Нефёдов, 2009.04.01

Фрэнсис Форд Коппола не сразу загорелся желанием осуществить постановку этого фильма, усмотрев в романе и первоначальной версии сценария опасность возвеличивания мафии и эстетизации насилия, что помимо прочего могло негативно отразиться на репутации граждан итало-американского происхождения, к чьему числу принадлежал и сам режиссёр. Однако в дальнейшем, в том числе благодаря общению с писателем Марио Пьюзо, Коппола проникся воодушевлением, осознав, что материал предоставил прекрасную возможность создания аллегории о капитализме, в первую очередь – в той форме, в какой он утвердился в самих США. Так что ощущение, что «Крёстный отец» является экранным аналогом блистательной брехтовской «Карьеры Артуро Уи, которой могло и не быть», лично меня – не покидавшее уже во время первого просмотра, возникло, очевидно, не случайно. А при более тщательном и вдумчивом изучении картины, обладающей уникальным свойством подлинно кинематографического произведения – воздействовать гипнотически, вводить в состояние лёгкого транса1, просто невозможно не обратить внимания на ряд выразительных деталей. Например, на фразу в том духе, что крупномасштабные криминальные разборки необходимы раз в десятилетие, чтобы влить свежую кровь – подобно тому, как это произошло в Германии (!) в канун войны. Или на реплику Майкла, заявляющего в ответ на слова Кэй, что влиятельные политики, в отличие от его отца и братьев, не отдают приказ убивать людей: «Ну и кто же из нас наивен?» Или на подчёркнуто долгий, эмоционально захватывающий пролог со свадьбой дочери Дона Корлеоне, когда «крёстный отец» заботливо и участливо принимает просителей, тем самым – демонстрируя безграничность собственной теневой власти. Да и сам характер повествования, вобравшего в себя черты величавой саги, воистину Большого Голливудского Стиля, позволяет исчерпывающе передать мерную и тяжёлую поступь Истории, отзвуки которой отчётливо слышатся в музыкальном лейтмотиве Нино Рота.

Коппола и Пьюзо первыми взялись осмыслить не судьбы гангстеров-одиночек, по разным причинам бросающих вызов закону и самому року, но феномен «семьи», разросшейся до размера настоящей корпорации, прибыльной и могущественной. Если не альтернативного государства в государстве – держащегося на патриархальных принципах, непременном преклонении перед традиционными ценностями, почитании обычаев, пышных фамильных праздниках. По логике авторов, сам характер марксовых производственных отношений, формирующихся в процессе развития капитализма, порождает Альтернативу декларируемым идеалам буржуазной демократии и свободы индивидуализма. Альтернативу, не столько противостоящую, сколько постепенно сливающуюся с деловыми кругами, государственными структурами, культурной элитой – словом, со всеми значимыми социальными институтами, начиная буквально с семьи, рядовой «ячейки общества». Знаменателен и драматургический конфликт со сменой ключевых персон2 и внутренним перерождением человека – вспомним изумительный эпилог, когда Майкл, уже приняв крещение огнём3 и распрощавшись с иллюзиями относительно возможного законного бизнеса Корлеоне, официально получает звание крёстного отца.

Пожалуй, излишне повторять всем известные вещи о блистательных актёрских работах Брандо, Пачино, Каана, Кэзэла, о грандиозном культурном влиянии ленты и всей трилогии, наконец, о её оглушительном4 успехе у зрителей, словно действительно получивших от Голливуда предложение, от которого никто не смог отказаться…


__________
1 – Продюсеры поначалу приняли успокаивающе мрачные тона за огрех, не оценив новаторства оператора Гордона Уиллиса.
2 – Своеобразным камертоном здесь оказываются наркотики, с которыми Дон Вито в итоге не желает иметь ничего общего.
3 – Блистательному монтажному решению кульминации, когда план присутствующего в церкви на крещении Майкла перемежается кадрами кровавых расправ над конкурентами, позавидовал бы и сам Сергей Эйзенштейн!
4 – При бюджете в $6 млн. общие кассовые сборы оцениваются в $245 млн.


Источник: http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=4109
Категория: Рецензии на фильм | Добавил: Tomas_Hagen (03.10.2009) | Автор: Евгений Нефёдов
Просмотров: 1603 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


    Реклама РИ. Сентябрьский Лис на Борда.ру
    Доска объявлений
    Сайт клана

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz