имя (лат.) Robert Duvall рост 1.78 м дата рождения 5 января, 1931 | козерог место рождения Сан-Диего, Калифорния, США всего фильмов 119 жанры драма, криминал, триллер супруга Гэйл Янгс (развод)
Luciana Pedraza первый фильм 1955 последний фильм 2009
Биография:
Роберт Дюваль родился в Сан-Диего в семье морского офицера,
дослужившегося до адмирала. Видимо, от отца перенял военную выправку и
сдержанность в демонстрации чувств на экране. В детстве вместе с семьей
Роберт сменил много городов Америки, и поэтому знает американскую
глубинку не понаслышке.
Среди десятков его будущих ролей встречаются люди обыденных профессий: чиновник в Телесети (Network, 1976) скотовод в Джо Кидде (Joe Kidd, 1972), следователь в Тайнах исповеди (True Confessions, 1981) и др.
Его неприметный облик чуть застенчивого американца долгие годы обрекал актера на роли полицейских (Цвета, Colors), военных (Апокалипсис сегодня, Apocalypse Now) астронавтов (Обратный отсчет, Countdown), киллеров (Элита убийц, The Killer Elite).
Сухость манеры его игры поначалу отталкивала режиссеров, и актер,
окончивший престижную студию Ли Страсберга, не сразу нашел свое место в
театре и кино. Известность в театре принесла ему роль в пьесе Артура
Миллера «Вид с моста», поставленный режиссером Улу Гросбаром.
Первые роли Дювалла в кино были в основном второго плана, но они
запоминались зрителю своей цельностью и непохожестью на других. От
юродивого из фильма Убить пересмешника (To Kill a Mockingbird, 1962) до тупого майора в фильме MASH
(M*A*S*H, 1970) Дювалл переиграл различных персонажей, но лишь в 70-е
годы его стали примечать критики. И только позднее они станут
сравнивать неброскую манеру его игры с игрой самого сэра Лоуренса
Оливье.
В 70-е годы Дювалл стал сниматься у ведущих режиссеров: у Джорджа Лукаса в Галактике THX — 1138 (1971) он играет человека, бросившего вызов тоталитарной системе подавления; у Ф. Копполы в Крёстном отце (The Godfather, 1972) и Крёстном отце 2
(The Godfather: Part II, 1974) — юридического советника семьи Корлеоне;
у Сэма Пэкинпа в "Элите убийц" (1975) — киллера, предавшего своего
лучшего друга. Дювалл четырежды выдвигался на «Оскара», но премию
получил лишь в 1983 за исполнение роли пьяницы-певца в слабой ленте Нежное милосердие (Tender Mercies) Брюса Бирсфорда, где неплохо исполнил песни собственного сочинения.
Из фильмов 80-х годов следует выделить Плавучий маяк
(The Lightship, 1986, роль преступника) и "Цвета" (1988, роль старого
полицейского, учащего уму-разуму своего молодого напарника).
В 90-е годы к Дюваллю пришла мировая слава, и не потому, что он сыграл роль Сталина в малоудачной ленте Ивана Пассера Сталин
(Stalin, 1992), а просто до его соотечественников наконец-то дошло, что
«человек с тысячью лицами» достиг совершенства в изображении среднего
американца с его неброским патриотизмом, умеренностью, хитростью и
дьявольским трудолюбием. Качества, которые многие десятилетия на экране
воплощал Джон Уэйн, Америка открыла в Дювалле.
В 90-е годы он по-прежнему много снимается: похотливый отец семейства в Беспутной Розе (Rambling Rose, 1991), полицейский в С меня хватит! (Falling Down, 1993), редактор в Газете (The Paper, 1994), обманутый женой пуританин в Алой букве (1995), отец семейства в Поводе для разговора (Something to Talk about, 1995), врач в Феномене (1996). В 1997 актер продюсировал фильм "Апостол". Пробовал он свои силы и в режиссуре, но без особого успеха.
Избранная фильмография:
1. "Убить пересмешника" (1962) Роберта Маллигана (Артур Рэдли).
11. "Орёл приземлился" (1976) Джона Стёрза (Макс Рэдл).
12. "Апокалипсис сегодня" (1979) Френсиса Форда Кополлы
(Полковник Килгор).Номинация на Оскар и победитель в Золотом глобусе
(лучшая мужская роль второго плана).
13. "Нежное милосердие" (1982) Брюса Бересфорда (Мак Следж). Премия Оскар и Золотой глобус (лучшая мужская роль).
14. "Цвета" (1988) Денниса Хоппера (Боб Ходжес).
15. "Дни грома" (1990) Тони Скотта (Хэрри Ходж).
16. "С меня хватит!" (1993) Джоэла Шумахера (Детектив Мартин Прендергаст).
17. "Газета" (1994) Рона Ховарда (Берни Уайт).
18. "Тема для разговора" (1995) Лассе Халлстрема (Уайли Кинг).
Где-то вычитал о нём, что его считают едва ли не величайшим "безликим
актёром" в американском кино. Не знаю касательно лучшего, но то, что
Дюваль заслужил место среди лучших представителей старой школы - это
неоспоримо. Снялся он в крайне разнообразных проектах - от откровенно
коммерческих до бесспорной классики. И хотя данного актёра нельзя
назвать звездой уровня его современников вроде Де Ниро, Пачино,
Николсона, Хоффмана, Роберт Дюваль умудрился за свою долгую карьеру
остаться востребованным на самые разнообразные роли. Возможно его имя и
не широко известно, но я уверен, что каждый видел хотя бы одну-две
работы этого талантливого актёра, поскольку не одной классикой он
живёт, и в последнее десятилетие можно было наблюдать несколько весьма
интересных появлений на экране.
По моим наблюдением карьера Дюваля делится на три этапа:
1) Период 60-х-начала 70-х гг., включающий в себя дебютную роль
затворника "Страшилы" Рэдли в классическом "Убить пересмешника", где
всего за небольшое число минут Дювалю удалось раскрыть данный образ. В
те годы играл он вторые роли и, как правило, это были скользкие типы,
представители среднего класса, из которых в первую очередь вспоминаются
трусливый муж-подкаблучник из "Погони", жуткий образ бездарного хирурга
и редкостной сволочи Фрэнка Бёрнса в культовой военной сатире Роберта
Олтмена "MASH", опять же негодяйский землевладелец из вестерна "Джо
Кидд" с Клинтом Иствудом. Играя в данных фильмах в общем типовые
второплановые роли, Дюваль умудрялся развернуться в этих узких рамках,
придавая элемент жизненности данным персонажам.
2) 70-80-е гг. Пик творческой активности Роберта Дюваля, когда он играл
уже более весомые роли, демонстрируя высочайший уровень игры. Этот
период ознаменован получением Оскара и исполнением двух самых знаковых
ролей в его карьере - внешне невозмутимого юриста Тома Хэйгена,
являющегося доверенным лицом и членом семьи Карлеоне в "Крёстном отце",
и полковника Килгора из "Апокалипсис сегодня", где Дюваль воплотил
довольно жуткий образ военного, на первый взгляд добряка, а на деле
хладнокровного убийцы, помешанного на серфинге, способного не моргнув
глазом приказать расстрелять деревню с мирными жителями, а затем
произнести ставшую классической фразу про "напалм и запах победы".
3) 1990-2000-е гг. Эпоха, когда времена "Крёстного отца" уже прошли и
Роберт чередует съёмки в откровенно коммерческих проектах (вроде
"Столкновения с бездной") с интересными второплановыми ролями, среди
которых лучшей является образ уходящего в отставку детектива из "С меня
хватит!". Также заслуживают внимания его появления в "Днях грома" и
дуэты с Майклом Кейном в "Подержанных львах" и Кевином Костнером в
"Открытом просторе".
В целом, оценивая виденную часть творчества Роберта Дюваля, для себя
делаю вывод о его высочайшем уровне мастерства и способности как
донести суть своих героев в серьёзных лентах, так и сделать интересными
своих персонажей в более простеньких картинах.
Ещё мнение с этого же форума:
Брайан Барнард пишет: Лично для меня Роберт Дювалл недалеко ушёл от Моргана Фримэна. Они
многим похожи в своём актёрском стиле, отличие в том, что Дювалл не
сумел отобразить в своей мудрости мягкость, каковая стала визитной
карточкой Фримэна. Мудрость Дювалла - сухая, жёсткая, ироничная с
горечью, с оглядкой на прошлые годы тихо посмеивающаяся в усы...
Есть в арсенале у Дювалла несколько похожих ролей, и самая широкая из
них в плане распространения - роль этакого "судьи", который всё и всех
прекрасно понимает, но, увы, очень, очень поздно... К таким ролям
относятся:
- великолепный Том Хаген из "Крёстного отца", образец рациональности,
благоразумия и некоторой романтичности, может быть, сухощавой, тем не
менее, романтичности.
- детектив Мартин Прендергаст из "С меня хватит!", пожалуй, лучшее, что
есть в шумахеровском проекте, даже разъярённый Майкл Дуглас и то играет
с натяжкой, а Дюваллу стоит лишь задумчиво уткнуться взором в карту
города, и всё, зритель пропал.
- трагикомичный Берни Уайт из сатирической "Газеты", человек, чувства
которого направлены на прощание со своей эпохой, с правлением в той
газете, которую он так много лет любил, и в которой работал. Это уход
понимающего человека, который не злится, и ощущает необходимость помочь
другим.
- Уайли Кинг из "Темы для разговора" Халльстрема, одна из любопытных
работ Дювалла, где его мудрость граничит с самоуверенностью, с тем, что
никто и никогда не посмеет его в чём-то положить на обе лопатки, герой
Дювалла - это человек, которому некуда деться, и от понимания ситуации
который ещё больше выходит из себя.
- безнадёжный Фрэнк Граймс из "Джона Кью", который мудр, но, тем не
менее, беспомощен перед обстоятельствами. Уже не он вершит судьбы, но
они - им.
С каждой новой ролью персонажи Роберта Дювалла теряют в силе, их
мудрость перестаёт их выручать, она им больше начинает мешать, что как
бы ненавязчиво намекает на простую истину: мудрость - это ещё не всё.
Кроме неё необходима человечность. Том Хаген, несмотря на всё, был
человечным. Все поздние герои - тихо-мирно растеряли это качество.
Я видел Дювалла во многих фильмах, помимо вышеперечисленных, и для меня
он - выдающийся представитель американского кинематографа, я бы сказал
- один из тех, о ком нельзя забывать.
В "Крёстном отце" много незабываемых персонажей, но никогда нам не
забыть тревожно-задумчивого взгляда Тома Хагена, который предвидел
кровавые судьбы тех, кто его окружал, кто предчувствовал, чем всё
закончится, кто и сейчас предупреждает нас быть обычными людьми, быть
со своей семьёй, быть в безопасности, быть... простым отцом.
Мнение администратора сайта: говорить о том, что поздние герои Дюваля растеряли "человечность" - значит, вообще не видеть его поздних картин. Разве персонажи из "Нежного милосердия", "Падения", "Счастливые звёзды над Генриеттой" - мало человечны? Или их картин "Прерванный путь" и "Феномен"? Так же не могу согласиться с тем, что "Нежное милосердие" - слабенькая картина. Это - величайшая, психологичная картина американского кино. Её можно поставить в рубрику "Кино не для всех", потому что человек. который не способен думать - он, конечно же, не поймёт, на сколько это глубоко философский фильм". Tomas Hagen