ДЮВАЛ, РОБЕРТ (Duvall, Robert) pодился 5.1.1931 в Сан-Диего
(шт. Калифорния).
«Долгий путь к славе» — так следовало бы назвать дорогу
актера к популярности. Соученик Д.Хофмана и Д.Хэкмена по нью-йоркской актерской
школе «Нейборхуд Плейхауз», где в середине 50-х эти молодые люди получали
проффесиональные навыки, он шел к известности довольно медленно, довольствуясь
ролями второго плана. И лишь к 90-м заслужил почетное прозвище «американский
Оливье». Причины? Обыкновенность, неприметность внешнего облика, обрекавшие его
на роли фермеров, полицейских и военных. Застенчивость, нередко оборачивавшаяся
суховатостью, недостатком эмоциональности. Дотошность во всем, что касалось
работы, часто приводившая к ссорам с режиссерами, от которых — увы! — столь
зависим всякий артист. Вечные нелады с прессой, бесцеремонно вторгающейся в
частную жизнь людей.
Однако экранное долголетие и мировая слава, пусть поздно, но
пришедшая к Дювалу, лишний раз свидетельствуют: талант, цельность личности -
окупаются. Роберт в детстве колесил с родными по всей стране. Отсюда —
прекрасное знание им американской провинции: наречий, нравов, костюмов, столь
пригодившееся ему в будущем. Учеба у Ли Страсберга по системе Станиславского
помогла овладеть профессией и уже с конца 50-х Дювал начал трудную жизнь
актера. Закрытый, сдержанный человек с чувством юмора, позволявшим ему иногда
зло подшучивать над людьми, он плохо приживался в богемной среде. И лишь Улу
Гросбард разглядел в нем прекрасного исполнителя роли Эдди Карбоуна —
докера-итальянца — в пьесе А.Миллера «Вид с моста», поставленной в одном из
внебродвейских театров.
Сухопарого голубоглазого актера, обладавшего тонкой
интуицией и оригинальным стилем игры, сразу же приметили, и дебют в кино не
заставил себя ждать. Зрителям запомнился юродивый с удивительно добрыми глазами
в знакомом нам фильме Р.Маллигана «Убить пересмешника» (1962). Как, впрочем, и
слабак Эдди в также демонстрировавшейся у нас картине Аллена «Погоня» (1965),
из-за которого вся жизнь героя пошла под откос.
Образы Роберт создавал на экране самые разные, непохожие
друг на друга. Знаменитого бандита Джесси Джеймса в «Великом нападении на
Нортфилд в Миннесоте» (1972) Ф. Кауфмана он показал как психопата, одержимого
сексуальными проблемами. Заглавного же героя «ТНХ1138» (1971) Д.Лукаса —
роботизированного обитателя будущего, одетого во все белое и с наголо обритой
головой, наоборот, отличали нормальные человеческие чувства: любовь к женщине в
обществе, где это считалось преступлением. В «М.Э.Ш.» (1970) Р.Олтмена Роберт
играл майора, воплотившего в себе все отрицательные черты военной касты:
некомпетентность, самонадеянность, лицемерие В «Крестном отце» Ф.Копполы (1972)
был приемным сыном и юридическим советником Дона — тихим, незаметным, спокойным
и беззаветно преданным хозяину. В «Апокалипсисе сегодня» (1979) того же
режиссера он — маньяк-лейтенант Килгор, который произносит страшную фразу: «Я
люблю запах напалма по утрам». Человека, возлюбившего войну, актер показал и в
«Великом Сантини» (1979). А уж сыщиков и полицейских («Детектив», 1969; «Леди
Лед», 1973), злодеев («Буллит», 1968; «Законник», 1971), профессиональных
«киллеров» («Элита убийц», 1975), раболепствующих чиновников («Телесеть», 1976)
Дювал переиграл огромное множество.
И хотя он в 70е годы четыре раза выдвигался на «Оскара» за
роли второго плана, первый из них был получен в 1983 г. уже за главную роль
— в фильме «Милости господни» Б.Бирсфорда. Показывая эмоциональное и духовное
возрождение через любовь пожилого пьяницы-певца, Роберт не только
продемонстрировал цельность личности и грубоватое обаяние, но и неплохое
исполнение на гитаре собственных песен. (В свое время Дювал мечтал сыграть Вуди
Гатри — знаменитого фолксингера — в фильме «Поезд мчится к славе», 1977, но ему
предпочли Дэвида Каррадайна.)
Благодаря нестандартной манере игры, у Роберта за созданными
образами не просматривается исполнитель. Он полностью перевоплощается в своих
персонажей, не оставляя на них отпечатка собственной личности. Именно эта черта
его дарования помогла ему впечатляюще сыграть заглавного героя в ленте Ивана
Пассера «Сталин» (1992). В этом фильме преступления вождя показаны главным
образом в личном плане: убийство жены, друзей, соратников. И хотя внешне,
несмотря на умелый грим, актер не очень похож на свой исторический прототип, внутренняя
сила главаря, человека, привыкшего вершить судьбы людей, ощущается не только в
его облике, но также в словах и поступках.
Со второй половины 70-х актер интересуется и режиссурой: им
поставлен документальный фильм «Мы не робкого десятка» (1977) — о семье из
Небраски, занимающейся родео, и художественная картина «Анджелло, любовь моя»
(1983) — о цыганском парнишке в Нью-Йорке.
Дювал был женат дважды: в 1964-м — на красивой брюнетке
Барбаре Брент, двух девочек которой он воспитывал как своих детей. После
развода с ней в 1975-м Роберт, семь лет спустя, сочетался браком с молодой
актрисой Гейл Янг: вместе с ней он выступал на Бродвее.
Источник: http://hollywood.izhnet.ru/other/duvall.htm |