Во
вступительных титрах сообщается: «Как в департаменте полиции
Лос-Анджелеса, так и в департаменте шерифа округа Лос-Анджелес есть
дивизион по борьбе с бандитизмом. Дивизион департамента полиции
называется C.R.A.S.H. (Общественные ресурсы против уличного
хулиганства), а дивизион шерифа — O.S.S. (Операция «Безопасные улицы»).
Вместе силы по борьбе с бандитизмом насчитывают в своих рядах 250
мужчин и женщин. В области большого Лос-Анджелеса действует свыше 600
уличных банд, в которых состоит почти 70000 членов. В прошлом году
произошло 387 убийств, связанных с деятельностью банд». Офицер Боб
Ходжес (Роберт Дюваль), имеющий за своими плечами опыт нескольких
десятилетий службы, получает в напарники молодого офицера Дэнни
МакГэвина (Шон Пенн), которого пытается ввести в курс того, как обстоят
дела с уличными бандами в Восточном Лос-Анджелесе — одном из самых
опасных районов города.
В оригинальном сценарии,
написанном Ричардом Ди Лелло, основной упор был сделан на проблеме
незаконного оборота наркотических средств, принявшего в эпоху
рейганомики, по признанию политиков, масштабы национального бедствия.
Однако, вознамерившись осуществить постановку, Деннис Хоппер решил
расставить несколько иные акценты, пригласив для доработки материала
другого кинодраматурга, Майкла Шиффера. Разумеется, «Цвета» не стали
символом эпохи, как это произошло с легендарным «Беспечным ездоком»
/1989/. Но режиссёр в очередной раз1 доказал, что способен
на удивление чутко реагировать на смену общественных настроений,
проникая в самую суть вопросов, остро стоящих перед представителями
поколения, вступающего в жизнь. Дополнительным, но не единственным
свидетельством тому является, как и в случае с многочисленными
рок-балладами в упомянутом шедевре, превосходный саундтрек,
скомпонованный преимущественно из рэп-композиций, включая заглавную. Её
автором и исполнителем выступил Айс-Ти, один из лидеров данного
музыкального направления на Восточном побережье, блестяще раскрывший ту
важность, которую несло в себе, точно проклятие, понятие «цвета». Здесь
и намёк на расовые различия между людьми, и на стремление обитателей
районов, населённых нацменьшинствами, хоть как-то раскрасить серое
существование. Например, посредством граффити.
Хоппер,
заручившись поддержкой двух одарённых актёров разных возрастов, Шона
Пенна и Роберта Дюваля, для каждого из которых фильм оказался
крупнейшей удачей за долгие годы2, не побоялся пойти вразрез
и с некоторыми новомодными жанровыми тенденциями. Он демонстративно
лишает экранные события и намёка на развлекательность, справедливо
рассудив, что это было бы недопустимо в столь нешуточных
обстоятельствах. Эпизоды криминальных разборок в «Цветах» не отличаются
особой эффектностью, зато – точно списаны с натуры. Не стало секретом,
что продюсер Роберт Х. Соло активно привлекал во время съёмок членов
настоящих банд в качестве статистов, консультантов и… собственных
охранников. Но главное, что поражает в фильме, – завораживающая правда
человеческих характеров, проверяемых на прочность суровой реальностью
задворок большого города.
В первый день дежурства Ходжес
рассказывает напарнику анекдот, больше похожий на притчу, обрисовав,
пожалуй, единственно возможный способ одержать верх в перманентной
войне с уличной преступностью. Победить, невзирая на численный перевес
не в свою пользу и – в лучшем случае – безучастное отношение со стороны
рядовых граждан. Боб, если угодно, борется за душу каждого, кто
объективно находится в группе риска, в отличие от Дэнни, готового
применять закон, как кистень3. И, казалось бы, терпит
поражение, не только пав от пуль местного наркодилера, но и не сумев
отвратить от кривого пути очередных юнцов. Однако МагГэвин не случайно
(правда, с запинками) повторяет анекдот-притчу в финале. Авторы
осторожно уходят от громкого обличительного пафоса или навязывания
собственного мнения о том, какие меры следует срочно принять. Но оттого
их хроника кажется ещё ценнее.
__________ 1 – Можно
вспомнить и недооценённую картину «Как гром среди ясного неба» /1980/,
живописующую безотрадный быт отпрысков «детей цветов». 2 – В том числе в коммерческом отношении, поскольку кассовые сборы составили $46,616 млн. 3 – Ссылка на этическую полемику Жеглова с Шараповым, думается, не будет лишней.