Тот же 1993-й. Я боролся с Эрнестом Хэмингуэем / Wrestling Ernest Hemingway
Режиссёр Рэнда Хейнс. Лирическая, в чём-то грустная, в
чём-то забавная комедия о том, как подружились два старичка: бывший
бравый моряк и интеллигентный цыпа-парикмахер. В роли последнего Роберт
Дюваль.
Это фильм об одиночестве. А ещё о людях, которые наверное
заслуживают большего внимания от своих близких, но не получают этого
внимания, потому что становятся старыми и вроде бы уже неинтересными.
Мы как-то забываем, что однажды все станем такими же старыми и будем
так же доживать где-то свою жизнь, никому не нужные кроме самих себя.
Пусть тихий, аккуратный, неторопливый джентльмен по имени
Уолт напомнит нам о том периоде жизни, который может быть ничуть не
менее значимым, чем все остальные, если только уметь это понять и
увидеть.
В этой роли Роберт Дюваль очень сильно отличается от
всего, что ему вообще приходилось играть. В осторожных движениях,
которые соответствуют старому уже человеку, в манерах, за которыми -
одинокий человек, ведущий тихий и размеренный образ жизни. Как иногда
бывает со старичками, он слегка капризен, не любит менять свои
привычки, но тем не менее поддаётся на авантюры своего нового друга,
который является совершенной его противоположностью.
Эл Сибер, детектив Пендергаст, бывший парикмахер Уолт -
это всё роли Роберта Дюваля в 1993 году, в возрасте шестидесяти двух
лет. Абсолютно разные и абсолютно непохожие. Это ли не мастерство?
1995-й год. Счастливые звезды над Генриеттой / The Stars Fell on Henrietta
Творчество режиссёра Джеймса Кича, безусловно, заслуживает внимания.
Это история об очередном пожилом джентльмене в исполнении
Роберта Дюваля - мистере Коксе, который всю жизнь ищет нефть и
наконец-то находит её. Наверное, тот, кто ищет - рано или поздно всегда
находит. Одна из героинь фильма говорит про мистера Кокса: "Некоторые
люди родились, для того, чтобы им везло. Мистеру Коксу повезло, что он
родился".
Фильм построен в виде зарисовки, немного эксцентричный
мистер Кокс со своей кошкой Матильдой (её играет кот) появляется в
жизни одной не слишком преуспевающей семьи, помогает им выбраться из
тяжёлого положения - и отправляется дальше, словно какой-то дух дороги
не даёт мистеру Коксу обрести покой и гонит, гонит куда-то снова и
снова.
Мистер Кокс - фанатик своего дела. Но всё-таки при
просмотре фильма не оставляет чувство, что главное для него - это не
нефть. Вероятно, таким вот странным способом этот одинокий человек ищет
людей, для которых может сделаться нужным. И тем не менее, найдя тех,
кому он нужен, он уезжает снова, чтобы снова искать. Или его
действительно ведёт какая-то путеводная звезда?
Странный, но в чём-то очень симпатичный образ, который
безусловно тронул бы многих, хотя возможно, многие сочли бы его слишком
необычным, чтобы следовать его примеру. Но у каждого человека (и у
персонажа) своя жизнь, непохожая на другие жизни. Очередной пожилой
джентльмен Роберта Дюваля может помочь не только тем, для кого он нашёл
нефть, а наверное и своим зрителям, научит идти за своей мечтой и не
останавливаться на достигнутом.
2003-й год. Подержанные львы / Secondhand Lions
Тим МакКэнлис создал симпатичную комедию о двух
"братьях-разбойниках", которые прожили жизнь полную приключений, на
столько необычную, что невозможно сразу поверить в то, что всё
действительно было так, как они могут рассказать.
Фильм в очередной раз оказывается со скрытым подтекстом.
Очень часто рядом с нами живут наши близкие и дальние родственники, о
которых мы на столько ничего не знаем, что наверное, склонны
представлять, что они всю жизнь были старыми и сидели себе на лавочке
(на печи, на диване, на завалинке), скучные и неинтересные. Может быть,
нам просто лень спросить о том, как на самом деле они жили?
Роберт Дюваль здесь выступает в роли такого вот
"старичка", который впрочем ещё много чего может помимо распугивания
рекламных агентов и покупки живых львов. Дядя Хаб в его исполнении -
человек, который много мог бы поведать из своего бурного прошлого, если
бы воспоминания не были слишком глубоко личными. Сейчас этот человек
хотя и понимает, что он стал мене сильным, менее выносливым, он всё ещё
старается быть самим собой, даже если это вредит его уже не такому
крепкому как в молодости здоровью. Наверное, это естественно - не
мириться со своей старостью. А может быть, если со старостью не
мириться - она отступит хоть на время?
У каждого человека, прожившего длинную жизнь, за плечами
целая история. И эта история воздействует на характер человека, на его
жизненные представления и формирует из него неповторимую личность. И в
каждом своём пожилом джентльмене Роберт Дюваль раскрывает эту сложную и
непохожую на другие личность. Заставляет присмотреться, задуматься и
понять, что за человек перед тобой и не пропускаешь ли ты чего-то
важного, сталкиваясь в жизни с такими вот пожилыми людьми. Исторические лица
На сколько важно для актёра сыграть значительное лицо,
которое многим известно, о котором многие знают? Наверное, многие
охотно сыграли бы реальных исторических лиц, тех, кого принято называть
"вершителями судеб", "двигателями цивилизации", тиранами,
освободителями, великими, и т.д. Судя по фильмографии Роберта Дюваля,
ему предоставлялся случай показать себя в роли некоторых таких
значительных персон. Из всего списка назовём только две его роли,
достаточно разные и достаточно значительные. Это роли И.В. Сталина и
генерала Роберта Ли.
1992-й год. Сталин / Stalin (ТВ)
Режиссёр - Иван Пассер. Этот мини-сериал прошёл в нашей
стране некоторое время назад и вызвал достаточно противоречивые
отклики.
О фильме можно сказать так: это чрезвычайно серьёзное
кино, которое даёт ощущение страшной эпохи, на данный момент наверное
самой страшной для России и русских людей. Фильм заставляет
почувствовать, как должны были ощущать себя люди, которым выпало жить и
умирать в сталинское время. И чтобы показать это на экране, совершенно
необязательно использовать анатомические подробности пыток и казней.
Как раз зрелищный момент часто отвлекает от основной мысли и я не могу
назвать ни одного современного фильма про сталинскую эпоху, снятого с
большим стремлением к натурализму в изображении всевозможных мерзостей,
который мог бы сравниться с фильмом Пассера по ощущению настоящего
ужаса. Хотя режиссёр и был, по словам некоторых критиков, ограничен
рамками мемуаров дочери Сталина - Светланы Алилуевой, он создал портрет
"Вождя народов" и картину эпохи впечатляющую и правдивую. Даже если в
мелких деталях и фактах можно найти неточности, это целиком искупает
целостность всего фильма.
Роберт Дюваль - именно тот актёр, который способен
полностью отключиться от своего собственного "я" и полностью
подчиниться образу своего персонажа.
Не исключено, что в некоторых его картинах с этим и можно
поспорить, но ролью Сталина он доказал своё умение полностью
перевоплощаться. Создать образ тирана очень непросто. Как совместить
целый набор отрицательных черт и при этом не скатиться до "картонной
страшилки" комиксного варианта? Да ещё и сохранить уважение к истории
страны, о которой повествует фильм. Сталин - человек, который был
избран свыше для осуществления "казней египетских" для России. Дело
даже не в его гении и не в его умении плести интриги и любую ситуацию
оборачивать в свою пользу. Дело в том, что русский народ сам избрал
себе такую судьбу. И Сталин - это орудие возмездия. Он не принадлежит
себе, он должен пройти тот путь, который ему предназначен. Хотя он сам
соглашается с подобным путём и проходит его, ничуть не сомневаясь в
том, что поступает правильно. Я не знаю, как можно всё это показать и
обыграть так, чтобы стало понятно. Но совместные усилия режиссёра и
актёра породили именно ту картину, которая соответствует роли тирана в
стране, отвернувшейся от Бога. "Вы хотели революцию? Вы хотели террор?
Вы их получили".
Перед зрителем - не биография Сталина. Для того, чтобы
снять фильм более биографичный, нужно иметь больше исторически
достоверного материала. А в фильме "Сталин" перед зрителем встают лишь
некоторые отдельные эпизоды жизни "вождя народов". Создатели фильма
ничего не присочинили. Если покопаться в источниках, можно обнаружить
подтверждение всех ключевых эпизодов киноленты. Это скорее
фильм-размышление, в котором большая часть событий подразумевается за
кадром, но от этого оживающее на экране время не начинает казаться
менее ужасным.
Как пишут в некоторых статьях о создании фильма "Сталин",
сам Роберт Дюваль называл эту роль одной из самых сложных в плане грима.
Попробуйте превратить средне-обычную американскую
физиономию Дюваля в портрет Сталина. Разумеется, слишком уж сильного
сходства не будет. Но для художественного произведения полное сходство
и необязательно. Кто только не играл Сталина и у всех актёров этот
образ получается достаточно разным. Достаточно того, что персонаж
узнаваем и зритель не спрашивает "Кто это?" А то, чего не хватает чисто
внешне, восполняет мастерская игра актёра, который прорабатывает образ,
придаёт ему законченность и глубину, своеобразие жестов и некоторую
отстранённость одновременно с умением держать под контролем всё, что
можно, а что нельзя - попросту уничтожать на своём пути.
Фильм частично снимали на территории России (в частности,
на даче Сталина под Москвой) и съёмки пришлись как раз на момент
развала Союза. Так что съёмочная группа невольно оказалась в нашей
стане в важный для неё исторический момент. Правда, на сколько можно
судить по отзывам, на съёмках это никак не сказалось. И по возможности
посмотреть на работу Ивана Пассера и Роберта Дюваля стоит.
2003-й год. Боги и генералы / Gods and Generals
Режиссёр - Рональд Максвелл создал картину, которая
повествует уже об американской истории и о таком значительном событии,
как Гражданская война 1861-1865 годов.
На требовательный и критический вкус в фильме многовато
пафоса и маловато динамики. Может быть, люди в то время и выражались
такими громкими фразами, но на современного зрителя патетики явно
многовато.
Тем не менее, нельзя не отметить роль генерала Роберта
Ли, которую сыграл Роберт Дюваль. Во-первых, генерал Ли в его
исполнении едва ли не самый сдержанный в плане патетики, во-вторых,
если сравнивать портрет генерала Ли с тем человеком, который предстаёт
в фильме - сходство почти стопроцентное. А если свериться с биографией
знаменитого генерала и с мнениями о нём его современников, то можно
убедиться, что и характер персонажа очень точно "схвачен" актёром.
Поневоле заинтересовавшись этим историческим лицом, знаменитым
генералом, который высоко ценится американцами, несмотря на то, что
воевал за рабовладельческий Юг, приходит идея ознакомиться заодно и с
реальной историей американской Гражданской войны и тогда можно узнать
для себя много интересного. Однозначно скажем: и генерал Ли, и образ
этого генерала, созданный Дювалем, заслуживают уважения. А что касается
фильма - может быть, кому-то он наоборот очень понравится и покажется
шедевром. Тут ни за что нельзя поручиться.
Персонажи симпатичные и не очень
Отрицательный герой - это тоже герой. Создать его даже
сложнее, чем положительного. Вот что, к примеру, нужно, чтобы герой был
положительным. Наделить его чуткой, может быть даже немножечко ранимой
душой, заставить следовать идеалам "любви и доброты", заботиться о
ближнем, дать ему мужество и тенденцию к скромному героизму, разбавить
слегка мелкими недостатками (не важно какими, в качестве приправы к
блюду и горчица подойдёт. Главное, чтоб не ложками). И вот у нас уже
имеется положительный персонаж, который вполне может заинтересовать
зрителя.
С отрицательными персонажами всё куда сложнее. Если
сделать картонного злодея без единой светлой мысли - получим комикс.
Для интеллектуального зрителя - это неудобоваримо. Если наделить
положительными чертами - то нужно думать, до какой степени, чтобы не
перестал быть злодеем и не начал вызывать сочувствие. В общем, сложное
это дело.
Но можно ведь создать образ отрицательного героя, и не
прибегая к излишествам. Сделать его как в жизни, просто неприятным
типом, с которым не захочешь здороваться. Главное, чтобы он всё-таки
остался интересен зрителю. На средней паршивости хамов и непорядочных
людей мы и в жизни достаточно смотрим, каждый день. Может и не
захотеться видеть такое же на экране.
Год 1976-й. Телесеть / Network
Стараниями режиссёра Сидни Люмета мы можем познакомиться
с философской притчей о человеке, "которого убили из-за низкого
рейтинга".
Само по себе такое заявление должно означать, что в
фильме будут подниматься проблемы злободневные, а способ выражения идеи
скорее всего можно обозначить как жестокую сатиру.
Роберт Дюваль играет в этом фильме роль Фрэнка Хеккета,
человека без моральных принципов, такого, который маму родную ради
рейтинга удушит. Во всяком случае, поднять этот самый пресловутый
рейтинг на нервном срыве коллеги для него - милое дело.
Респектабельный телеведущий, всегда безукоризненно
одетый, лощёный и причёсанный по всем правилам, он - человек без души.
Нет, на злость ему чувств хватает, так что он буквально жаждет своими
руками удушить ремнём человека, который посмел портить популярную
передачу несвоевременными откровениями. И с такой же лёгкостью, ничуть
не озаботившись моральной стороной дела, Фрэнк Хеккет соглашается
нанять убийц, чтобы эффектно уничтожить неугодного.
Во всём лощёном облике Хеккета, в его манере, движениях,
гримасах (здесь он гримасничает явно больше обычного), проскальзывает
нечто отталкивающее, сразу настраивающее против него. Роберт Дюваль
хорошо поработал. Фильм смотрится на одном дыхании и образ бездушной
сволочи Фрэнка Хеккета удался на все сто. Это не злодей, который сыпет
с крыши на головы жителей споры смертельного заболевания и не убийца,
который без колебания проводит лезвием по горлу жертвы, разражаясь при
этом гаденьким смехом. Но это - бездушный карьерист, продукт своего
времени, который не меньше зла может натворить, даже не задумываясь над
тем, что делает.
1981-й год. Тайны исповеди / True Confessions
Режиссёр Улу Гросбард задаёт зрителю гораздо более тонкую
задачу. Более того, вряд ли можно однозначно сказать, чего именно он
добивался и как на самом деле расставлял плюсы и минусы.
Прекрасный дуэт Роберта Дюваля и Роберта Де Ниро в этом
фильме стоит того, чтобы ознакомиться с "Тайнами исповеди". Том
Спелласи (Роберт Дюваль) - полицейский. Не сказать, чтобы особо
удачливый. Наверное, из таких, которые всю жизнь тянут свою лямку и не
способны выбиться туда, где выше и лучше. Его брат Дэзмонд (Роберт Де
Ниро) - преуспевающий священник. Он любим начальством и прихожанами и
впереди ему светит повышение. Проблема фильма - деньги и то, как
развращающе действуют они на людские души. При чём не только души тех,
кто этими деньгами пользуется, но в ещё большей степени тех, кто этих
денег лишён и просто жаждет обличить тех, у кого они есть.
Нельзя сказать, чтобы персонаж Роберта Дюваля задумывался
как однозначно отрицательный. Напротив, в нём есть какая-то подкупающая
честность (по крайней мере, внешняя). Он не берёт взяток, как делают
это другие полицейские, в частности его напарник. Он очень радеет о
расследовании об убийстве проститутки и сочувствует родным девушки. Но
есть в нём некая, как принято говорить, червоточина. Он стремится во
что бы то ни стало обвинить богатого в том, что тот ведёт себя
неподобающим образом, а сам делает то же самое. Богатый пользуется
проститутками - и Том Спелласи пользуется проститутками. Здесь они
совершенно одинаковы. Но Том считает, что он в праве кидаться на
богатого и обвинять его в нечестности, сам будучи нечестным.
Портрет, создаваемый Робертом Дювалем, сложен и
неоднозначен. Вспыльчивый Том способен ударить женщину просто потому,
что она посмела напомнить ему о его же нечестности. И он совершенно не
учитывает, что перед ним немолодая слабая женщина, которая не может ему
дать сдачи. Создаётся впечатление, что это - определяющий момент в
жизни Тома. Для него главное - не карьера, а возможность безнаказанно
распускать руки и требовать от других людей совершенства, которого в
нём самом совершенно не наблюдается.
И тем не менее, этот не слишком симпатичный Том Спелласи
способен на раскаяние, способен переживать из-за того, что его близкая
знакомая покончила с собой. В нём достаточно человеческого, просто он -
недостаточно порядочный человек. Плох он или хорош - каждый зритель
решает сам. Но он понятен. И поэтому интересен.
1990-й год. История служанки / The Handmaid's Tale
Режиссёр Фолькер Шлёндорф.
Этот режиссёр стал широко известен благодаря вышедшему в
1979-м году фильму "Жестяной барабан", который получил массу призов:
Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1979 года, премию Оскар
как лучший фильм на иностранном языке в 1980-м году и другие престижные
награды. "Жестяной барабан" настолько необычный и примечательный фильм,
что невольно такой же примечательности начинаешь ждать и от других
фильмах Фолькера Шлёндорфа. И вот он снимает "Историю служанки". На
этот раз перед нами жанр антиутопии. Правда, не слишком умело
выдержанный.
Мелкие недочёты и недостатки фильму обычно прощаешь, если
в нём хорошо выражена идея. Но если идея выражена "так себе", все
недостатки и непродуманности как-то сами выползают на передний план.
Нельзя сказать, что сюжет фильма и его подача хорошо продуманы. В
начале нам компетентно заявляют о нарушенной экологии, радиоактивной
пыли, кислотных дождях, а показывают вполне цветущую растительность и
вполне симпатичный пейзаж, коего при кислотных дождях и тому подобном
просто не было бы.
Непонятно, почему именно жёны офицеров не могут рожать, а
какие-то посторонние женщины - могут. Наверное, жёны офицеров носятся
вслед за своими мужьями по "горячим точкам", где больше всего радиации,
раз они рожать не могут. Но тогда непонятно, почему большая часть
мужей-офицеров всё-таки может заводить детей от других женщин.
Теоретически, мужская детородная функция страдает от радиации и
экологии ничуть не меньше, а может быть и больше, чем женская. Хотя бы
потому, что мужские половые органы находятся снаружи и легче
подвергаются любому воздействию. Но в фильме предположительно стерилен
только один Командор, который никак не может завести ребёнка ни от
своей жены, ни от посторонней женщины.
В фильме слишком много неясностей. Впечатления "скрытого
подтекста", специально проставленного создателем картины для
размышления зрителя, они не производят, а кажутся откровенно не
продуманными или вовсе непонятно для какого эффекта вставленными в
сюжет.
О Роберте Дювале в роли Командора тоже не скажешь много.
В рамках своей роли он изобразил человека противоречивого. С одной
стороны он зависит от жены и не может позволить себе лишнего жеста без
её желания, что Роберт Дюваль и обыгрывает с присущим ему мастерством
по части жестов. С другой стороны Командор Дюваля - это смелый военный,
который каждый день рискует жизнь в полевых условиях борьбы с
повстанцами. И там, в кадрах, стилизованных под кинохронику, предстаёт
именно решительный и целеустремлённый человек, полевой командир. Не
менее умело обыгрывает Роберт Дюваль и то, что горничная Командору
нравится больше, чем жена и он стремится быть с ней ласков, на сколько
это возможно. Его отношение к горничной проскальзывает во взгляде, в
нюансах жестикуляции, в ненавязчивом желании коснуться предмета своих
вожделений. В заключительной сцене Роберт Дюваль так же неплохо
обыгрывает противоречие: сначала он напряжённо ждёт нападения, сидя у
себя в кабинете с пистолетом, потом будто забывает полностью об
опасности, поддаваясь собственному чувству, которое испытывает к
героине Наташи Ричардсон. Сыграно всё это как всегда убедительно, но
без особых изысков. На "твёрдую троечку", как и весь фильм.
Тот же 1990-й. Дни грома / Days of Thunder
Режиссёр Тони Скотт. Спортивные фильмы, как уже говорилось - тематика, которая может увлекать далеко не всех.
Но автогонки - сама по себе достаточно зрелищная вещь, а в фильме речь идёт именно об автогонках.
Гарри Хог - тренер, а кроме того, он делает спортивные
машины. В его жизни не всё гладко, он едва уходит от судебного
преследования из-за того, что вроде бы как-то не так сделал машину, на
которой разбился известный гонщик. Однако, несмотря на разочарование,
он возвращается, чтобы помочь стать настоящим гонщиком новичку в
исполнении Тома Круза.
В Гарри есть всё: и опыт, и эмоциональность, и наглость,
и умение соврать где надо для пользы дела, и способность поверить
другому человеку. Он сложен, неоднозначен, не всегда вызывает симпатию,
но в общем плане человек вполне приемлемый. Этакий многогранный образ,
который может быть и не слишком "высокого полёта", но достойный того,
чтобы о нём упомянуть. В отличие от тех образов, которые Роберт Дюваль
создал в "Телесети", "Истории служанки" и в "Тайнах исповеди", он
всё-таки вызывает скорее уважение, чем антипатию. И ещё интересно, что
во всех трёх фильмах Роберт Дюваль играет без какого бы то ни было
специфического грима. Тем не менее, спутать образы вам ни за что не
удастся. Дело не в возрасте и не в одежде. Дело в том, что сам Роберт
Дюваль в этих образах совершенно разный.
1994-й год. Газета / The Paper
Режиссёр Рон Ховард.
Милая, местами драматическая, местами комедийная история
о двадцати четырёх часах из жизни одной Нью-Йоркской редакции. В роли
главного редактора - Роберт Дюваль. Его персонаж уже очень немолод, у
него куча проблем, в том числе и со здоровьем, и со взрослой дочерью,
которая его прямо скажем не любит и избегает иметь с ним хоть что-то
общее. Тем не менее, Берни Уайт не такой уж плохой человек. По
молодости он делал много ошибок, но оказавшись на пороге старости и
серьёзной болезни, он готов пересмотреть свою жизнь и сделать выводы.
По правде говоря, это никогда не поздно сделать. Так что персонаж в
данном случае хоть и не главный, и не особо выдающийся - вызывает
симпатию. Во всяком случае, понимание.
Примерно в это же время, в 1993-м году, Роберт Дюваль
снимается в таких картинах, как "Джеронимо: американская легенда", "Я
боролся с Эрнестом Хемингуэлем" и "С меня хватит". А в 1995-м в фильмах
"Алая буква" и "Счастливые звёзды над Генриеттой". Если сравнить всех
персонажей, которых успел сыграть за три года Роберт Дюваль, можно
заметить, что он действительно ни разу не повторился. Это совершенно
разные образы, разные люди. Их невозможно даже уравнять по возрасту, на
столько по разному они выглядят и воспринимаются. При этом чисто внешне
"экзотический" грим у Дюваля только в "Алой букве". Понятное дело, что
если человеку сперва отпустить волосы до плеч, а потом заплести из них
"косичку ирокеза" - он не будет похож сам на себя. Но в других ролях ни
к чему подобному Роберт Дюваль не прибегает.
Второй план и эпизодические роли
Маленькие роли - это тоже искусство. Вспомните массу
наших советских актёров, которые играли второстепенные, третьестепенные
роли и тем не менее запоминались зрителю. Из маленькой роли вполне
можно сделать маленький шедевр, а можно и ничего не сделать. Всё
зависит от актёра.
Роберту Дювалю, наверное, везло на маленькие роли.
Иногда, найдя очередной фильм, с некоторым недоумением обнаруживаешь,
что актёр появляется на полторы минуты экранного времени, а потом
исчезает до конца фильм. Такое впечатление, что его пригласили ради
имени в титрах. Но это - в фильмах более позднего времени. А в более
ранних, как и всякому начинающему актёру, маленькие роли достаются
вполне закономерно.
1962-й год. Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird
Роберт Маллиган снял знаменитую картину по знаменитому
роману Харпер Ли "Убить пересмешника", с не менее знаменитым Грегори
Пеком в главной роли.
И в этом фильме, на самых последних кадрах, заявил о себе
ещё совершенно неизвестный актёр - тридцатиоднолетний Роберт Дюваль. До
этого он снимался в сериалах, в ещё менее значительных ролях.
Разумеется, его Страшилу Рэдли оказалось невозможным не заметить. Так
что фильм "Убить пересмешника" должен был сыграть свою роль в его
актёрской судьбе. Ещё долго, вплоть до 1968 года, он будет играть
маленькие эпизодические роли, но забыть Страшилу Рэдли, с его
выразительным, печальным взглядом, был бы трудно. Потом пойдут
"Обратный отсчёт", "Люди дождя"... Всё ближе и ближе к значительным,
главным ролям. Но и до настоящего момента Роберт Дюваль не перестаёт
играть роли совершенно эпизодические. Наверное, актёру с его талантом
не страшно играть ни большие роли, ни маленькие. И должен ведь кто-то
играть таксистов, стрелочников, безумных папаш, мелких мафиози, и
прочая и прочая и прочая.
Год 1966-й. Погоня / The Chase
Режиссёр Артур Пенн.
Этот фильм хотелось бы озаглавить немного по другому:
"Провинция". Маленький заштатный городок, в котором по субботним
вечерам людям на столько нечего делать, что они устраивают себе и
другим приключения с попойками, преследованием и поджиганием.
В главной роли - знаменитый уже тогда Марлон Брандо. Его
шериф - единственный, кто ещё пытается бороться за законность и
порядок. Правда, у него плохо получается. Со скуки люди могут натворить
бед гораздо больше, чем если начнут делать это сознательно и
целенаправленно, с более конкретным умыслом.
Роберт Дюваль очень убедительно играет роль трусоватого,
нерешительного мелкого чиновника по имени Эдвин Стюарт. Жена помыкает
им, как хочет, соседи могут потребовать, чтобы он пошёл и что-то
кому-то сказал - и он послушно идёт и говорит. Он ничуть не доволен
своей жизнью, но совершенно не имеет сил из неё выбраться. Вот такая
маленькая, красноречивая роль слабого, бесхарактерного очкарика.
1967-й год. Коза Ностра - главный враг ФБР (Cosa Nostra, Arch Enemy of the FBI (ТВ))
Режиссёр Дон Медфорд.
В этом фильме можно назвать сразу несколько отличительных
и весьма интересных черт. Во-первых, это попытка изобразить мафию в то
время, когда о мафии не знали ровным счётом ничего кроме названия "Коза
ностра". Во-вторых, в этом фильме играет такой великолепный лысый и
носатый дядя - Телле Савалас, грек по происхождения, красавец-мужчина,
который в своё время был достаточно знаменит, хотя в Российском прокате
шли только два фильма с его участием. В-третьих, фильм в какой-то мере
отражает кинематограф шестидесятых годов, с характерными,
сложно-наворочанными титрами "в стиль" тематике, красивыми и очень
женственными актрисами, безукоризненно одетыми мужчинами.
У Роберта Дюваля здесь маленькая роль, которая тем не
менее сама по себе стоит, чтобы это увидеть. Эрни - мелкий
мафиози-исполнитель, очаровательно наглое существо, способное весело
потешаться над следователями и не терять присутствия духа, несмотря на
все их обещания и попытки его разговорить. Если бы это была настоящая
мафия и настоящий мафиози - никакие следователи такого, как Эрни, ни по
чём бы не "раскололи". Он так и продолжал бы потешаться над ними в своё
удовольствие. Но в конечном итоге полицейским удаётся разговорить Эрни.
Что поделаешь, создатели фильма ещё не знали, о чём ведут речь.
Этот "юный весельчак", красавчик с щедро проглядывающей
лысиной (что поделаешь, у Роберта Дюваля лысина чётко проглядывала и в
более раннее время), сразу притягивает к себе внимание. Роль маленькая,
но безусловно очень задорная и яркая.
1968-й год. Детектив Буллитт / Bullitt
Режиссёр Питер Йэйтс.
В главной роли - "любимец публики" Стив МакКуин. Вот, в
общем, и всё, что можно сказать о фильме. Сюжет особыми изысками не
отличается, МакКуин как всегда абсолютно спокоен и хладнокровен, лишний
раз бровью не поведёт. Роберт Дюваль играет совсем крошечную роль -
наблюдательного таксиста, который слегка помогает следователю
(МакКуину) в его расследовании. Что поделаешь, кто-то ведь должен
играть таксистов.
Наверное, сделать из этой роли шедевр слишком сложно
из-за её мизерного объёма. Иногда создаётся впечатление, что игрушечную
собаку за стеклом такси показывают больше, чем Роберта Дюваля. И
всё-таки нельзя сказать, чтобы он отнёсся к этой роли как к чему-то не
важному. Он всё равно играет, выражением лица в те моменты, когда
зритель может его видеть, или просто движениями, беглым, но достаточно
пристальным взглядом в зеркале заднего вида. Наверное, настоящий актёр
не может ни к одной самой крошечной роли подойти небрежно. Во всяком
случае, не Роберт Дюваль. Он всегда делает всё, что может.
Год 1974-й. Разговор / The Conversation
И снова с нами Фрэнсис Форд Коппола.
В фильме, помимо Роберта Дюваля, получил свою небольшую
роль и Харрисон Форд, совершенно ещё молодой и весьма симпатичный.
Впрочем, Форда в фильме всё-таки немного больше, чем Дюваля.
Фильм психологичен, как и многие фильмы Копполы. И с
большим подвохом. В финале главный герой, специалист по подслушивающим
устройствам, убеждается воочию, что невозможно сделать правильных
выводов даже из очень тщательно прослушанного разговора. Впрочем, если
бы всё было просто и однозначно - Коппола не стал бы заморачиваться с
фильмом, а снял бы что-нибудь другое.
Роберт Дюваль играет роль Директора - будущую жертву,
которого специалист по подслушивающим устройствам ошибочно принимает за
главного злодея. Показывается он совсем мало, мельком. Мы видим только,
что это расстроенный и морально уставший человек, который не хочет
никого видеть, переживает и лишь рассеянно возится со своим псом,
который хоть и ходит за ним по пятам, в решающий момент оказывается
бессильным помочь хозяину. Всё, что можно было "выжать" из пары минут
экранного времени, Роберт Дюваль "выжал". А фильм стоит того, чтобы его
посмотреть. Конечно, проблема в нём поднимается не мирового характера,
но вполне конкретная и человеческая.
1998-й год. Леший / The Gingerbread Man
Режиссёр Роберт Олтмен.
Фильм - обыкновенный детектив. Девушка решила подставить
своего придурковатого отца, заводилы в секте бородатых и грязных бродяг
и с этой целью завела роман с адвокатом, который вынужден был решать
проблему, в которую ему лучше бы было не соваться.
Роберт Дюваль в роли босоногого "бомжа" с приличным
состоянием, которого, впрочем, он совершенно не собирался лишать свою
дочь, конечно же убедителен. Вот только его до обидного мало. И
всё-таки кое-что можно сказать об образе. Этот человек явно страдает
психопатическими припадками неконтролируемой ярости, так что способен
избить поленом человека только за то, что тот посмел "пить из его
чашки", но в остальном ведёт себя вполне разумно. Он не на столько
сумасшедший, как персонаж из "Алой буквы". Но вполне способен по
настоящему напугать даже взрослого и уверенного в себе человека. В
общем, "Леший".
И тот же 1998-й. Гражданский иск / A Civil Action
Режиссёр Стивен Зэйллиaн. Этот фильм - пример того, на
сколько актёр может создать совершенно противоположных персонажей,
потому что в преуспевающем адвокате Джери Фачере нет ничего общего с
Лешим - Диксоном Доссом.
Фачер - человек с большим опытом, а потому в себе уверенный.
Выступая против своего коллеги по профессии (Джон
Траволта), Фачер позволяет себе юродствовать и вообще изображать из
себя странного типа, у которого все мысли направлены куда угодно - на
еду, на футбол, на портфель с оторванной ручкой - только не на основное
своё занятие. Достаточно посмотреть, как он на напряжённой встрече
соперников-адвокатов, которые делают попытку договориться от имени
своих клиентов, не взирая на удивление присутствующих, сперва
подсаживается "на чужую" сторону, потом занимается чем угодно:
разглядывает клубничину (которая ему явно не понравилась), прячет в
карман пирожок, а напоследок вместо своего решающего слова спрашивает,
предварительно подняв руку как примерный школьник: можно ли ему забрать
себе авторучку, которая была подготовлена для встречи.
Персонаж Дюваля мудр и понимает, кто выиграет и почему.
Ему для этого не нужно долго что-то обсуждать. Когда надо - он берётся
за дело и выигрывает. А всё остальное - лишь внешний антураж, который
способен посеять сомнения в том, всё ли в порядке с головой у этого
Фачера, но не способен сбить самого Фачера с того пути, который он
избирает.
Роль конечно же более значимая и более крупная, чем предыдущие. Хотя и не главная в фильме.
2000-й год. Шестой день / The 6th Day
Режиссёр Роджер Споттисвуд. Фильм должен быть достаточно хорошо известен многим.
В главной роли - Арнольд Шварценеггер, который играет одновременно счастливого отца семейства и его собственного клона.
После того, как англичане клонировали овечку Долли,
тематика моральности или аморальности клонирования периодически
поднимается в кинематографе. К сожалению, фильм не выдержан в
собственной идее до конца. Почему - судите сами. Но на боевик, в
котором Арни как всегда на высоте, вполне тянет.
Роберту Дювалю досталась роль учёного, с которого "всё
началось". Это его разработки по клонированию людей пытаются
легализировать его ретивые молодые коллеги. А сам он больше озабочен
женой, ради которой, собственно, он и старался со всем этим
клонированием. Но жена (точнее её клон) умирает и доктор Гриффин
обнаруживает, что её генетический код был намеренно изменён, чтобы клон
не прожил слишком долго.
Персонаж Дюваля сочетает в себе беспринципность и
принципиальность одновременно. Он спокоен где нужно, хотя и своя жизнь
ему тоже дорога. Он - прежде всего человек, он любил жену и поэтому
рискнул её клонировать. Не хотел оставаться один. Но разобравшись в
махинациях главного злодея, он принципиально отказывается принимать
дальнейшее участие в проекте. И погибает. Стало быть, раньше нужно было
думать о том, что человек - не всемогущий и не следует ему идти против
законов жизни, которые каждому отмеряют определённый срок. Всё-таки
клонирование людей - это вещь аморальная.
Источник: http://dugward.ru/publ/s36.html |