Родился 5.1.1931 в Сан-Диего (шт. Калифорния). «Долгий путь к славе»
— так следовало бы актера. Соученик Д.Хофмана и Д.Хэкмена по
нью-йоркской актерской школе «Нейборхуд Плейхауз», где в середине 50-х
эти молодые люди получали проффесиональные навыки. Он шел к известности
довольно медленно, довольствуясь ролями второго плана. И лишь к 90-м
заслужил почетное прозвище «американский Оливье». Причины?
Обыкновенность, неприметность внешнего облика, обрекавшие его на роли
фермеров, полицейских и военных. Застенчивость, нередко оборачивавшаяся
суховатостью, недостатком эмоциональности. Дотошность во всем, что
касалось работы, часто приводившая к ссорам с режиссерами, от которых —
увы! — столь зависим всякий артист. Вечные нелады с прессой,
бесцеремонно вторгающейся в частную жизнь людей. Однако экранное
долголетие и мировая слава, пусть поздно, но пришедшая к Дювалу, лишний
раз свидетельствуют: талант, цельность личности, стремле паются.
служившегося до чина адмирала, Роберт в детстве ными по всей стране.
Отсюда — прекрасное знание им американской провинции: наречий, нравов,
костюмов, столь пригодившееся ему в будущем. Учеба у Ли Страсберга по
системе Станиславского помогла овладеть профессией и уже с конца 50х
Дювал начал трудную жизнь актера. Закрытый, сдержанный человек с
чувством юмора, позволявшим ему иногда зло подшучивать над людьми, он
плохо приживался в богемной среде. И лишь Улу Гросбард разглядел в нем
прекрасного исполнителя роли Эдди Карбоуна — докера-итальянца — в пьесе
А.Миллера «Вид с моста», поставленной в одном из внебродвейских
театров. Сухопарого голубоглазого актера, обладавшего тонкой интуицией
и оригинальным стилем игры, сразу же приметили, и дебют в кино не
заставил себя ждать. Зрителям запомнился юродивый с удивительно добрыми
глазами в знакомом нам фильме Р.Маллигана «Убить пересмешника» (1962).
Как, впрочем, и слабак Эдди в также демонстрировавшейся у нас картине
АЛенна «Погоня» (1965), из-за которого вся жизнь героя пошла под откос. Образы
Роберт создавал на экране самые разные, непохожие друг на друга.
Знаменитого бандита Джесси Джеймса в «Великом нападении на Нортфилд в
Миннесоте» (1972) Ф. Кауфмана он показал как психопата, одержимого
сексуальными проблемами. Заглавного же героя «ТНХ1138» (1971) Д.Лукаса
— роботизированного обитателя будущего, одетого во все белое и с наголо
обритой головой, наоборот, отличали нормальные человеческие чувства:
любовь к женщине в обществе, где это считалось преступлением. В
«М.Э.Ш.» (1970) Р.Олтмена Роберт играл майора, воплотившего в себе все
отрицательные черты военной касты: некомпетентность, самонадеянность,
лицемерие В «Крестном отце»' Ф.Копполы (1972) был приемным сыном и
юридическим советником Дона — тихим, незаметным, спокойным и беззаветно
преданным хозяину. В «Апокалипсисе сегодня» (1979) того же режиссера он
— маньяк-лейтенант Килгор, который произносит страшную фразу: «Я люблю
запах напалма по утрам». Человека, возлюбившего войну, актер показал и
в «Великом Сантини» (1979). А уж сыщиков и полицейских («Детектив»,
1969; «Леди Лед», 1973), злодеев («Буллит», 1968; «Законник», 1971),
профессиональных «киллеров» («Элита убийц», 1975), раболепствующих
чиновников («Телесеть», 1976) Дювал переиграл огромное множество. И
хотя он в 70е годы четыре раза выдвигался на «Оскара» за роли второго
плана, первый из них был получен в 1983 г. уже за главную — в фильме
«Милости господни» Б.Бирсфорда. Показывая эмоциональное и духовное
возрождение через любовь пожилого пьяницы-певца, Роберт не только
продемонстрировал цельность личности и грубоватое обаяние, но и
неплохое исполнение на гитаре собственных песен. (В свое время Дювал
мечтал сыграть Вуди Гатри — знаменитого фолксингера — в фильме «Поезд
мчится к славе», 1977, но ему предпочли Дэвида Каррадайна.) Благодаря
нестандартной манере игры у Роберта за созданными образами не
просматривается исполнитель. Он полностью перевоплощается в своих
персонажей, не оставляя на них отпечатка собственной личности. Именно
эта черта его дарования помогла ему впечатляюще сыграть заглавного
героя в ленте Ивана Пассера «Сталин» (1992). В этом фильме преступления
вождя показаны главным образом в личном плане: убийство жены, друзей,
соратников. И хотя внешне, несмотря на умелый грим, актер не очень
похож на свой исторический прототип, внутренняя сила главаря, человека,
привыкшего вершить судьбы людей, ощущается не только в его облике, но
также в словах и поступках. Со второй половины 70х актер
интересуется и режиссурой: им поставлен документальный фильм «Мы не
робкого десятка» (1977) — о семье из Небраски, занимающейся родео, и
художественная картина «Анджелло, любовь моя» (1983) — о цыганском
парнишке в Нью-Йорке. Дювал был женат дважды: в 1964-м — на красивой
брюнетке Барбаре Брент, двух девочек которой он воспитывал как своих
детей. После развода с ней в 1975-м Роберт семь лет спустя сочетался
браком с молодой актрисой Гейл Янг: вместе с ней он выступал на Бродвее.