Взгляд из Голливуда на холодную войну, которая по-прежнему идет
Его итальянский профиль и усталую ухмылку знают по обе стороны
Атлантики. Обладатель двух "Оскаров" и четырех "оскаровских" номинаций,
семи номинаций на "Золотые глобусы" и вороха других призов, которые не
перечислить - вплоть до врученного ему без малого десять лет назад
московского "Золотого Георгия", актер-легенда.
На днях
коллекция Роберта де Ниро, которому доводилось играть и Бога, и
Дьявола, и боксера, и гангстера, и богача, и алкоголика, и даже
чудовище Франкенштейна, пополнилась берлинским "Серебряным медведем".
Благодаря новому амплуа - режиссерскому.
Специальной
наградой за выдающийся актерский ансамбль в Берлине был награжден опус
де Ниро о ЦРУ, выходящий в России под названием "Ложное искушение". Эта
награда для "таксиста", "бешеного быка" и "крестного отца" - двойная.
Жюри отметило и его способность собрать незаурядный коллектив, и умение
изящно отойти на второй план, уступив место коллегам: в собственной
картине де Ниро сыграл крошечную роль генерала ЦРУ, отдав главные
партии Мэтту Дэймону и Анджелине Джоли.
Обозреватель "МН"
встретился с Робертом де Ниро в Берлине и был поражен застенчивостью и
неуверенностью в себе выдающегося артиста, снявшего профессиональный и
увлекательный фильм. Воспользовавшись столь неожиданными качествами
всенародного любимца, обозреватель поспешил выяснить жгучий вопрос -
как переквалифицироваться из мафиози в агента на службе у государства.
-
Ваша первая режиссерская работа - "История из Бронкса" - датируется
1993 годом. Что заставило вас ждать так долго, прежде чем снова взяться
за камеру?
- Не так уж долго я ждал. Верьте или нет, но
я запустил "Ложное искушение" восемь с половиной лет назад. Вернее,
пытался, без особого успеха. У меня были и другие режиссерские проекты,
но ничего толком не получалось. Потом появилось "Ложное искушение" -
история о том, как появилось ЦРУ. Дело было так: я увидел это название
в каком-то журнале в списке десяти лучших несостоявшихся кинопроектов,
заинтересовался и прочитал сценарий. Я сразу понял, почему никто не
осмеливался за него браться: он больше похож на роман, чем на сценарий.
И все-таки я рискнул.
- Вам сразу позволили сделать такой длинный фильм - 2 часа 50 минут?
- Первая версия длилась 3 часа 20 минут, так что вы видели сокращенную.
Главное, что у меня уже были деньги, и я старался не выходить за рамки
бюджета. Несколько лет я бился, чтобы добыть эти деньги и пригласить
именно тех актеров, которых хотел, - прежде всего Алека Болдуина, Мэтта
Дэймона и Анджелину Джоли. Я всем им безумно благодарен: может, сроки
съемок и были оттянуты, но ни один не ответил мне отказом. Чего не
скажешь о продюсерах.
- Неужели имя Роберт де Ниро не открывало перед вами все двери?
- Отнюдь. Двери-то открываются, но деньги поступают на счета только в
ту секунду, когда продюсеры уверены: эти деньги к ним вернутся. Причем
с прибылью.
- Что заставило вас поставить фильм на такую специфическую тему - зарождение ЦРУ и первые годы холодной войны?
- Помню, когда мне было двадцать с небольшим, я впервые оказался в
Берлине. Тогда он был потрясающим, удивительным местом. Самое странное
место на свете. Посреди города - стена, а за ней - Советская империя.
Подрастает новое поколение, а старое еще помнит Гитлера. В воздухе
возбуждение и страх. Пропускные пункты, полиция со всех сторон:
Холодная война давно меня занимала. Хотя на эту тему снято немало
фильмов, я осмелился добавить к их числу еще и свой.
- Зритель привык видеть вас в амплуа мафиози. А секретным агентом вы когда-нибудь хотели стать?
- Нет, никогда. Мне даже в голову такое не приходило. Но жизнь мировых
спецслужб - от ЦРУ до КГБ - мне всегда казалась очень увлекательной.
Может, именно потому, что я никогда в ней не участвовал. А быть
спецагентом - это же надо обладать особенными качествами! Все время
притворяться, что ты не тот, кто ты есть на самом деле. С этим, будучи
актером, я бы еще справился, но вот все технические примочки... В этом
я - полный ноль. Что же касается мафии, то в ней есть некоторое
сходство со спецслужбами. Например, секреты, которые связывают всех
"членов клуба".
- Готовясь к фильму, вы узнали о ЦРУ что-то, о чем до тех пор не подозревали?
- Я до сих поражаюсь, насколько умны люди, работающие в этой
организации. Почему-то я думал, что они глупее... Они оказали мне
немалое содействие. Читали мой сценарий и консультировали меня: "Такого
быть не могло", "Этого никто бы не сказал" и так далее. В фильме важнее
всего детали, и в деталях-то они мне помогли больше всего. Многое мне
пришлось изменить, потому что я хотел быть как можно ближе к
реальности.
- А о русских что-то интересное узнали? В "Ложном искушении" встречается немало агентов КГБ.
- О КГБ я слышу едва ли не с детства, однако первое настоящее
знакомство с ним у меня произошло во время съемок фильма. Я встречался
со многими бывшими агентами КГБ, специально для этого ездил в Москву.
Интересные люди. Реальные люди, не мифы! Надо вам сказать, они тоже не
показались мне дураками. Разговоры с ними не заставили меня поменять
что-либо в сценарии, но научили кое-чему. Пообщавшись с агентами КГБ, я
запомнил навсегда: люди остаются людьми в любой ситуации, у разных
людей - разные профессии, и жизнь слишком сложна для того, чтобы мы
навешивали на них ярлыки, называя одних черными, а других белыми. Тем
более что сегодня бывший КГБ и ЦРУ находятся в ситуации одинакового
хаоса.
- Хоть ваш фильм рассказывает историю недавних дней, все-таки дни эти остались в прошлом. Как оно связано с настоящим?
- На подобный вопрос отвечать должен не я, а вы, зрители. Это вы должны
почувствовать, зачем и о чем я снимал кино. Пока что я встречал столь
различные реакции, что поостерегусь давать свою трактовку. Так или
иначе, картина готова, в ней уже ничего не изменишь.
- Вы во всем следовали фактам или позволили себе пофантазировать?
- Ради основной задачи - поставить на первый план решение моральных
дилемм, а на второй фактографию - я позволил себе ряд неточностей и
фантазий. Например, существуют не подтвержденные легенды о роли
американской мафии в разрешении Карибского кризиса, и благодаря им в
картине появился персонаж Джо Пеши, с которым ЦРУ ведет секретные
переговоры. Мафия действительно контролировала целую сеть гаванских
казино, и у них с Кастро были свои счеты.
- Все
моральные дилеммы в фильме решает персонаж Мэтта Дэймона, один из
создателей ЦРУ. Человек, разрушивший собственную семью во имя
патриотической идеи, в ваших глазах - жертва или преступник?
- Он и жертва, и преступник одновременно. Он - продукт этого мира.
Мафиози в фильме говорит ему: "У нас, итальянцев, есть семья и религия,
а что есть у тебя?", а тот, не задумываясь, отвечает: "Соединенные
Штаты Америки. Вы, остальные, тут - только гости". Он верит в свои
слова, которые звучат так ужасно.
- Как вы можете сравнить подготовку к очередной роли с подготовкой к съемкам целого фильма?
- Готовясь к роли, ты, по сути, готовишь одного актера. А снимая кино,
готовишь целую толпу. Каждого из них. Этим дело не ограничивается.
Выверяешь все мелочи и все равно не спасешься от ежедневной лавины
вопросов: "Какой он читает журнал и почему?", "Какой модели у него
пистолет?", "Какого цвета костюм?" Вся ответственность - на тебе одном.
- Как вы с этим справлялись?
- По-разному.
Я, как актер, считаю очень полезными репетиции, но репетировать каждую
сцену мы не могли себе позволить - это растянуло бы период работы над
картиной как минимум еще на двадцать дней. Так что мы садились за стол
втроем - я, автор сценария Эрик Рот и наш замечательный оператор Роберт
Ричардсон - и обсуждали каждое движение камеры, вплоть до миллиметра.
Это очень помогало. Хотя ограничиться этим было невозможно. Я и с
актерами работал индивидуально. Все готовил заранее, а потом, во время
съемок, все шло не так, как я планировал.
- Но, похоже,
судьба была на вашей стороне и сама давала вам подсказки: ведь ровно в
тот период, когда вы делали "Ложное искушение", вы снимались в комедии
"Знакомство с Фокерами", где играли роль старого прожженного агента ЦРУ!
- Да, это совпадение бросилось мне в глаза гораздо позже. Смешно получилось.
-
Кстати, не является ли смена амплуа хорошей возможностью дать самому
себе роль, которую никто другой вам бы не дал? Не сейчас, так в
будущем: ведь и в "Истории из Бронкса", и в "Ложном искушении" вы
предпочли остаться в тени других артистов.
- Сказать вам
по совести, я не люблю снимать самого себя. Сам не знаю, почему.
Предпочитаю выбирать одно из двух амплуа. Впрочем, деньги, заработанные
актерским трудом, я всегда могу вложить в собственный фильм, и это
очень мне помогает.
- А что вам больше нравится - играть или снимать?
- Режиссура отнимает гораздо больше сил и времени. Готовишь фильм,
снимаешь его, потом еще монтируешь. Режиссеру не позволено отдыхать, а
актер всегда найдет способ расслабиться и передохнуть. Я люблю и одну
профессию, и вторую, но все награды я получал именно как актер. Я имею
в виду не деньги и призы, а признание со стороны публики.
- Придется ли ждать еще 13 лет до вашего следующего режиссерского опыта?
- Понятия не имею. Но расскажу вам о моем плане. Я хочу сделать
трилогию, первой частью которой было бы "Ложное искушение". Этот фильм
охватил историю спецслужб с 1939 по 1961-й год, следующий рассказывал
бы о том, что случилось с начала 1960-х до падения Берлинской стены. А
третий доводил бы моих героев до сегодняшнего дня. Хотя, скажу честно,
ситуация с 1961 года не слишком изменилась. И уж точно не улучшилась.