Де Ниро может
постоять за себя и без оружия. Готовясь к роли в фильме «Разъяренный
бык» (1980), принесшему актеру «Оскар» за роль боксера Джека Ла Мотты,
Де Ниро не только брал уроки мастерства, но и провел три
профессиональных боксерских поединка, два из которых выиграл.
Впрочем, для мальчишки из итальянских кварталов Нью-Йорка, не надо особых причин, чтобы уметь постоять за себя…
Актер родился в 1943 году в семье художников. Его родители, Роберт
Де Ниро-старший и Вирджиния Эдмирал были хорошо известны в среде
нью-йоркской богемы. Она – талантливая, импульсивная. Он – замкнутый и
немногословный. Как говорит сам Де Ниро, полярные качества родителей в
равной степени повлияли на его характер. Через два года после его
рождения Роберт и Вирджиния развелись. Причина такого решения так и
осталась тайной. В прессу просочились слухи о гомосексуальных
наклонностях Де Ниро-старшего, но возможно, это были всего лишь слухи…
Тем не менее, в 1993-м, в возрасте пятидесяти лет, Роберт Де Ниро снял
свой первый фильм «Бронкская история», который посвятил отцу. В сюжете
картины нет прямых аналогий с автобиографией, лишь достоверно передана
атмосфера итальянских кварталов Нью-Йорка... Тех самых, где рос
маленький «Бобби Молоко», как его звали в детстве. Эти образы навсегда
станут первой и главной темой Роберта Де Ниро в кино.
Уже с первых его ролей многим стало ясно, что родилась не просто новая звезда, а целая галактика.
Френсис Форд Коппола,
увидев Де Ниро в фильме «Злые улицы», не мыслил в качестве молодого
Дона Карлеоне никого, кроме Роберта… И это при том, что в первой части
эпопеи в этой роли снялся великий Марлон Брандо. Участие в «Крестном
отце» стало триумфом Де Ниро. После этого он стал настоящей иконой от
кинематографа, начав сниматься у таких небожителей, как Бертолуччи,
Паркер, Скорсезе, Чимино, Леоне, Тарантино...
И вот новый фильм Де Ниро, где он выступает в качестве режиссера.
Идею «Ложного искушения» он вынашивал целых двенадцать лет, а, закончив
работу над картиной, официально заявил, что больше не будет заниматься
режиссурой.
И хотя Де Ниро не часто дает интервью, для «русского» журнала он
сделал исключение. Ведь одна из центральных сюжетных линий картины -
это противостояние ЦРУ США, офицером которого является главный герой
фильма Эдвард Уилсон (
Мэтт Дэймон), и советского КГБ, представленного резидентом Стасом Сиянко (Олег Стефан).
Что, кроме великолепного сценария лауреата «Оскара» Эрика Рота, позволило вам точно создать образы «людей из КГБ»?
Мой консультант, отставной разведчик Милт Берден, проработавший в
ЦРУ 30 лет. Еще в конце 90-х годов, когда идея фильма была уже в
работе, он взял меня в «образовательное» путешествие по Европе и Азии.
Мы были в Афганистане, заехали в Москву, где парились в русской бане с
отставными советскими разведчиками, бывшими противникам Милта. Именно
тогда я получил представление о том, что это за люди, как они выглядят,
что ими двигало в годы «холодной войны».
На роль резидента КГБ Стаса Сиянко вы пригласили Олега
Стефана (Стефанко), работавшего до эмиграции в США в Малом театре.
Очень точный выбор.
Спасибо. Мы впервые встретились с Олегом на пробных читках
сценария лет семь-восемь назад. Он мне показался настолько подходящим
для этой роли, что я и не искал никого больше.
Иногда кажется, что, поменяй вы местами Уилсона и Сиянко, мало что изменилось бы в акцентах картины.
Это правда. Когда я читал сценарий и снимал фильм, я часто думал о
том, что в некотором роде эти люди были больше связаны друг с другом,
чем с правительствами своих стран. Ведь в том деле, которым они
занимались, они легко могли себя идентифицировать с противником,
поскольку их проблемы, их страхи были очень схожими. Они как бы
отражались друг от друга. Может быть не вполне зеркально, но вполне
узнаваемо. Сотрудники тогдашних ЦРУ и КГБ - это реальные люди. Для меня
было интереснее всего понять, как их работа влияла на их судьбы,
взаимоотношения с близкими, как ни слащаво это звучит. Наш фильм –
художественный вымысел, но он основан на исследованиях, на документах и
воспоминаниях участников сходных по типу событий.
Что, кроме очевидного всеобщего интереса к делам тайных служб, привлекло вас к материалу?
Заложенный в сценарии и теме материал о побочных эффектах работы
разведчика на его личную жизнь. Также очень интересно было
проанализировать, как зарождается элита, управляющая делами
государства. Это только формально у нас в Америке нет аристократии, а
на самом деле, как я постарался показать в фильме, есть группы, кланы,
которые владеют страной.
Расскажите о подборе актеров на роли американцев.
Я встречался с Анджелиной Джоли три или четыре раза и
почувствовал, что она не только очень хочет работать с этим материалом,
но и может его преподнести как никто другой. То же самое с Мэттом
Дэймоном. Я ведь сам актер, и чувствую, когда актер точно подходит для
роли. И только когда все для меня выстраивается в правильный ряд, я
готов начать работу.
Мэтт, кстати, выбрал довольно неблагодарную для актера
работу – быть в одной эмоциональной плоскости, без психологических
всплесков, без внешне заметной амплитуды чувств.
Это был его сознательный выбор, и мы немало поработали над тем,
чтобы он был выразительным и без кажущейся внешней выразительности...
Он ведь в жизни совсем не такой. Экономность его физического движения в
картине для нас была ключевой к пониманию образа.
Чисто профессиональный вопрос. Вот про вашего коллегу,
тоже актера, ставшего режиссером, Клинта Иствуда говорят, что он делает
всего пару-тройку дублей. А вы?
Я тоже не Кубрик, который делал 90 дублей. Я даже сорока дублей не
делаю (смеется). Но пятнадцать-шестнадцать бывает. До двадцати не
доходило ни разу.
Вы как актер снимались у знаменитых режиссеров Копполы и Скорсезе. Пригодилось это вам в работе режиссера?
Наверное, пригодилось, но скорее подсознательно. Я не стесняюсь и
сейчас спросить у Марти (Скорсезе – «ВД») совета при монтаже картины.
Но когда стоишь по ту сторону камеры, как актер, не думаешь о том, как
режиссер выстроил кадр, как оператор поставил свет и тому подобное. Это
совсем другая профессия.
Ваш фильм «Ложное искушение» еще и о том, что неправда делает человека несвободным, а правда – свободным...
Я стараюсь говорить правду, где только могу.
5 фактов о Роберте Де Ниро:
1. Считается, что наиболее удачные свои роли Роберт Де Ниро сыграл в фильмах Мартина
Скорсезе.
Всего у них восемь совместных работ: "Злые улицы" (1973), "Таксист"
(1976), "Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977), "Бешеный бык" (1980), "Король
комедии" (1983), "Славные парни" (1990), "Мыс страха" (1991), "Казино"
(1995).
2. Роберт Де Ниро является создателем и совладельцем ресторана
"Tribeca Grill", занимающего два первых этажа в Центре кино на
Манхеттене и украшенном картинами его отца.
3. С 1976 по 1988 год актер был женат на Диане Эббот. После их
развода, Де Ниро женился второй раз 17 июня 1997 года. Его женой стала
чернокожая стюардесса Грэйс Хайтауэр, с которой он едва не развелся в
1999 году, но возобновил супружескую клятву в ноябре 2004.
4. Роберт Де Ниро часто привлекал внимание прессы своими
многочисленными романами. Он славился любовью к стриптизершам и
манекенщицам, отдавая предпочтение темнокожим красоткам. Но в его
«донжуанском» списке значились и вполне светские особы – Наоми
Кемпбелл, Ума Турман, Эшли Джадд, Туки Смит...
5. Де Ниро заплатил своему дантисту $5 000 для того, чтобы тот
придал его зубам гнилой вид, что было необходимо для его роли в фильме
«Мыс страха», а после окончания съемок заплатил еще $20 000, чтобы все
восстановить.