Картина «Однажды в Голливуде» основана на популярной книге мемуаров
«Вот что случилось. Голливудские истории с передовой», которую написал
известный продюсер Арт Линсон. Позже он переработал книгу в сценарий и
сам стал продюсером фильма. Главную роль -- продюсера-неудачника -- он
поручил своему другу Роберту де Ниро, а Барри Левинсона взял в
режиссеры. Арт ЛИНСОН, Барри ЛЕВИНСОН и Роберт де НИРО рассказали о
проблемах "фабрики грез" Ольге КУЗНЕЦОВОЙ.--
У зрителя наверняка есть набор штампованных представлений о жизни
кинематографиста в Голливуде. В этом фильме вы рассказываете что-нибудь
новое?Барри Левинсон: -- Это Голливуд какой он есть.
Я давно уже варюсь в этой каше. "Однажды в Голливуде" -- фильм о
природе нашего бизнеса и о том, как трудно выжить в этом мире. То, что
вы увидите, -- портрет средней руки продюсера, который сделает все,
чтобы выжать хоть что-нибудь из несчастного фильма, который он снимает.
-- Вам не кажется, что голливудский мир -- это тщательно культивируемый миф?Барри Левинсон:
-- Да-да, Голливуд -- это миф, со всей его мифологической атрибутикой.
Он и хороший и ужасный. Но мы не культивируем этот миф. Мы уже сами
запутались. Наш бизнес -- создание фантазии. А в нашей жизни реальность
и фантазии вытесняют друг друга, и большинство из нас уже не может
понять, где же реальность.
-- В фильме есть сцена: на
тестовом просмотре зрители осуждают режиссера за то, что тот показал на
экране смерть собаки. А вы сами можете допустить в фильм те сцены,
которые зрителю явно не понравятся?Барри Левинсон:
-- В современном Голливуде режиссер старается быть осторожным.
Позволишь себе неосторожность -- и все, это сразу наложит на тебя
проклятье. То есть можно убивать на экране людей, но убить собаку --
это сразу сделает из тебя «режиссера-живодера».
-- А какие еще голливудские табу нельзя нарушать?Барри Левинсон:
-- Сейчас главенствует какое-то странное табу -- что сам концепт съемок
настоящей драмы становится запрещен. Режиссеры боятся снимать фильмы с
драматическим наполнением. Потому что думают, что это коммерчески
бесполезный акт. Это звучит абсурдно, но это правда. Снимаются
мелодрамы, комедии, фильмы ужасов, триллеры, но только не драмы.
Арт Линсон:
-- Для голливудского продюсера все, что может расстроить зрителя, --
это табу. Хорошее кино само по себе может быть табу. И если на
тест-просмотре хотя бы трое напишут: «Мне не понравилось кино, меня
смутила та женщина в окне без лифчика» -- все, продюсеры заставят тебя
переснять эту сцену. Они не хотят расстраивать аудиторию, они боятся
этого, потому что слишком уж много денег тратится. И если у вас на
экране убивают собаку, у фильма нет шансов. Большинство табу связано с
необходимостью хеппи-энда. Я помню много примеров, когда финал фильма
пришлось переснять, потому что его нельзя было назвать достаточно
счастливым. Продюсеры толкают режиссера на какие-то компромиссы, потому
что им кажется, что так они получат больше денег и никого не разочаруют.
-- Проводить
тестовые просмотры для того, чтобы выявить первичное отношение зрителей
к картине и по его итогам что-то в фильме переделывать, -- обычное в
Голливуде дело. Вы помните отзывы о своих фильмах после тест-просмотров?Барри Левинсон:
-- О боже, я читал на этих бумажках всевозможные высказывания,
картиночки с разными комбинациями из пальцев. Некоторые отзывы, я
думал, вообще сведут меня в могилу.
Роберт де Ниро: -- Я
хорошо помню историю с тест-просмотром фильма «Неприкасаемый», где Арт
Линсон был продюсером. Я пригласил на просмотр мою бабушку, которой
сейчас уже нет с нами. Тогда она не осознала всю щекотливость ситуации.
Когда в середине просмотра она встала и вышла в туалет, вся
продюсерская группа невероятно расстроилась.
Арт Линсон:
-- Я просто сидел в холле и очень волновался. И вдруг старушка прошла
мимо меня. Я подумал: «Ну все. Зрители уже бегут с фильма». Я же не
знал, что это бабушка Роберта. И причин, по которым она на время
покинула зал, я тоже не знал. Но мы нервничаем всегда. И всегда эти
нервы основаны на том, что мы должны как-то оправдать те огромные
деньги, которые вложены в производство кино. И на карту поставлено
очень многое. Вплоть до того, сможешь ли ты когда-нибудь продолжить
работу.
У меня есть бумаги с отзывами зрителей, которые я храню
с тех пор, как стал продюсером, например, о фильме «Схватка» с Робертом
де Ниро и Аль Пачино. Ты должен понимать, что своим фильмом всегда
кого-то можешь расстроить, такова природа кинематографа, с ней уже
ничего не поделаешь. И как бы ни был фильм хорош, все равно найдутся
люди, которым он не понравится. Но знаете, что самое любопытное: ты
всегда читаешь все эти бумажки, всегда. Ты не можешь удержаться от
того, чтобы не просмотреть всю эту, в сущности, кучу лабуды. Даже когда
ты притворяешься, что тебе неинтересно, -- это манит всегда. Но это
всегда ошибка, потому что всем не угодишь.
-- Премьера
картины, которую снимают герои вашего фильма, в конце концов проходит в
Канне. И ваш собственный фильм «Однажды в Голливуде» показали вне
конкурса на закрытии Каннского фестиваля...Роберт де Ниро:
-- В первоначальном варианте сценария Каннского фестиваля не было.
Вместо Канна был показ в Лос-Анджелесе. Но потом я предложил: почему бы
нам не отправить героев сразу в Канн?
Арт Линсон: -- Да,
и я подумал, что это прекрасная идея. Потому что даже несчастный
неудачник в Канне смотрится гораздо убедительнее, монументальнее. Но
ему, конечно, от этого не менее совестно за то, что он в итоге
наснимал.