Автор: Василий Арканов Сайт: Русский Newsweek
Статья: В Москве бывшие разведчики водили меня в баню
- Вы снимали "Ложное искушение" больше восьми лет. Отчего такой неголливудский темп?
- Я никак не рассчитывал, что дело затянется так надолго. Но в
киноиндустрии есть вещи, которые невозможно ускорить. Есть
обстоятельства, которым приходится подчиняться.
- Даже человеку вашего статуса?
- Статус здесь ни при чем. Если люди не хотят давать деньги на
какой-то проект, имя не помогает. За "Ложное искушение" никто не хотел
браться, хотя сценарий циркулировал в Голливуде несколько лет и даже
попал как-то в список десяти лучших неснятых сценариев года. Почему?
Слишком большой финансовый риск. К сожалению, об этом риске я узнал уже
после того, как начались съемки.
- Казалось бы, должно быть наоборот. Комбинация "ЦРУ, тайны
плюс шпионы", с коммерческой точки зрения, должна выглядеть
беспроигрышной...
- В том-то и дело: и я так полагал! Я с детства обожал шпионские
вещи – от Джеймса Бонда до Джона Ле Карре. К тому времени, когда возник
сценарий "Ложного искушения" Эрика Рота, я как раз сочинял другую
шпионскую историю, никак не мог ее завершить. И обратился именно к
Эрику с просьбой о помощи. Он отказал. Тогда возник компромисс: он
дописывает мой сценарий, а я снимаю кино по его сценарию, который уже
готов.
- Прямо как в фильме про шпионов...
- Стараемся соответствовать жанру.
- Как раз по жанру "Ложное искушение" совсем иное. В фильме
есть страсти, но они совсем не шпионские. Вы намеренно сместили акценты?
- Ненавижу такие вопросы. Вы зритель – вот и решайте. Многие вещи
просто невозможно объяснить. Иногда спрашивают: "О чем эта картина?". Я
не знаю. Я снял конкретную историю. На ней лежит отпечаток моего
мировоззрения. Что-то мне удалось передать очень точно, а что-то не
совсем. У меня есть к себе претензии по конкретным эпизодам. Но в целом
я вполне доволен результатом.
- В актерском цеху вас часто называют перфекционистом. Это качество распространяется на вас и как на режиссера?
- Хотелось бы надеяться. Во время съемок многое могло происходить
без моего прямого участия, но я влезал во все. Каждый кадр отсматривал
по несколько раз, параноидально боялся упустить что-нибудь важное. И
вставлял многое из того, что отсутствовало в сценарии, если мне
казалось, что это может сработать. Снимать кино – все равно что
складывать гигантский пазл.
- Пыталось ли ЦРУ как-то повлиять на то, как будет выглядеть в фильме?
- Нет-нет. Там прекрасно понимали, что рано или поздно такой фильм
должен появиться – там не дураки работают. У меня был консультант,
ветеран ЦРУ с тридцатилетним стажем. Мы с ним давно знакомы и привыкли
друг другу доверять. Перед съемкой каждого эпизода я у него спрашивал,
что сюда можно привнести, чтобы ситуация выглядела более достоверно. Я
не ждал, что он доверит мне какие-то секреты. Кроме того, я прочитал
все, что было когда-либо опубликовано о ЦРУ, и набрал оттуда как можно
больше деталей. Я охотился за правдивостью, а не за скандальностью.
- Тем не менее портрет ЦРУ получился далеко не лестный.
- Я с этим не согласен и задачи создать критический фильм перед
собой не ставил. Как актер я всегда ищу внутреннее оправдание поступкам
своих героев. Ведь каждый в конечном счете руководствуется благими
намерениями. Работники ЦРУ не исключение.
- В изображении агентов КГБ вы придерживались того же принципа?
- А чем они хуже? Говорят, что это первый фильм, в котором русские
шпионы показаны не безмозглыми тупицами, а достойными и опытными
соперниками. Перед началом съемок я был в Москве, встречался со многими
отставными офицерами разведки. Отличные ребята. Они меня даже в баню
сводили.
- Почему на роли агентов КГБ вы не взяли российских артистов?
- Я хотел, очень хотел. Искал повсюду: и в Англии, и в России, и в
Америке. Я многих прослушал, но голос ни одного из них не прозвучал так
убедительно, как англичанина Джона Сешнса. Он и играет подставного
Валентина Миронова, двойного агента. Российским актерам не хватало...
не знаю, многогранности, что ли, а у Джона она была. Второго Валентина
Миронова, настоящего Миронова (того, которого в фильме допрашивают),
играет русский – Марк Иванир. Я его впервые прослушал три года назад, и
с тех пор никого лучше не нашел. Я вообще поначалу опасался, что не
смогу подобрать исполнителя на столь трудную роль.
- Известно, что изначально главную роль (выпускника Йельского
университета, приглашенного в секретную организацию, на основе которой
вскоре и создали ЦРУ) должен был играть Леонардо ДиКаприо. Почему вы
отдали ее Мэтту Дэймону?
- Я предложил эту роль Леонардо больше восьми лет назад. Он очень
загорелся, мы уже даже начали репетиции, но проект забуксовал. Сначала,
как я уже сказал, не было денег, мне пришлось вложить свои. Потом еще
что-то... У Лео возникли другие предложения. Мы оба надеялись, что
сумеем совместить наши планы. Но не сложилось. Лео был занят у
Скорсезе, а я после нескольких лет проволочек не рискнул ждать его еще
два месяца. Побоялся, что если не начну сейчас, то не начну уже
никогда. К счастью, Мэтт оказался свободен, и в этом мне просто очень
повезло. Он прекрасный актер, и работать с ним – удовольствие.
- Как насчет Анджелины Джоли? Почему вы решили предложить роль
рассерженной, разочарованной женщины именно ей? Как-то не вяжется с ее
обычным амплуа.
- Я знал, что у нее получится. И она знала. Она с самого начала
хотела играть эту роль и ждала ее. В кино это единственное, что имеет
значение.
- Большинство актеров преклоняется перед вами. Когда вы режиссер, вам это помогает или мешает на съемочной площадке?
- В искусстве преклонение еще никому не помогало. К счастью, после
двух-трех дней работы со мной чувство преклонения, у кого оно было,
проходит. Когда делаешь общее дело, такие вещи перестают иметь значение.
- Как вообще вы относитесь к своему звездному статусу?
- It's OK.
Источник: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/de_niro/interview1.html |