ДЕ НИРО, РОБЕРТ (De
Niro, Robert) (р. 1943), американский киноактер, режиссер, продюсер.
Родился 17 августа 1943 в Нью-Йорке в семье художников. С детства
увлекался театром, занимался в драматических студиях – сначала у Марии
Пискатор, затем у Стеллы Адлер и Ли Страсберга. Первый опыт съемок в
кино получил в 1964 во Франции, когда навещал уехавшего туда отца (это
был фильм М.Карне Три комнаты в Манхэттене (Trois Chambres a Manhattan, 1965). Тогда же сыграл в картине Б.Де Палма Свадьба (The Wedding Party,
фильм вышел в 1968), а затем успешно дебютировал на сцене одного из
небольших бродвейских театров. Такое удачное начало, однако, не было
связано с настоящей «звездной» ролью, и молодому актеру пришлось пройти
через добрый десяток посредственных картин (Кровавая мама, Bloody Mama, 1970; Привет мамуля!, Hi, Mom, 1970; Банда, которая не умела играть честно, The Gang That Couldn"t Shoot Straight, 1971; Думая о Дженнифер, Jennifer On My Mind, 1971; и т.д.), прежде чем он встретился с режиссером М.Скорсезе. В итоге подлинным открытием Де Ниро стала роль Джонни Боя (Злые улицы, Mean Streets,
1973) – молодого энергичного отщепенца, дерзко противопоставившего себя
не только закону, но и мафии. За этим успехом вскоре последовал новый,
еще более значительный: Ф.-Ф.Коппола, намеревавшийся снимать Де Ниро
еще в первом фильме своей саги о «крестном отце», предложил актеру
сыграть молодого Вито Корлеоне во втором фильме (Крестный отец-2, The Godfather Part II,
1974). В этой роли Де Ниро выглядел настолько органичным и точным в
нюансах, что по праву получил не только «Оскар» за лучшую
второстепенную роль, но и негласный титул «преемника Марлона Брандо».
Одновременно актер смог оценить свои возможности и в европейском
авторском кино, сыграв одну из двух главных ролей (землевладелец
Альфредо) в эпопее Б.Бертолуччи ХХ век (Novecento – фильм вышел на экраны в 1976), – правда, восторженных оценок эта работа не получила..Джонни Бой, Вито Корлеоне, Брюс Пирсон (Бей в барабан медленно, Bang the Drum Slowly,
1973), – все эти герои, сыгранные Де Ниро до 1976, были схожи в том,
что предпочитали жить по законам криминального мира. Однако в 1976 Де
Ниро нарушает эту традицию ролью ветерана вьетнамской войны Тревиса
Бикля (Таксист, Taxi Driver М.Скорсезе) – доведенного до
психоза аутсайдера, в одиночку сражающегося с криминальной стихией. И
фильм, и герой Де Ниро произвели подлинную сенсацию в Каннах (приз
«Золотая ветвь»), мировая критика увидела в них трагический симптом
крушения всех надежд и иллюзий. После этого Де Ниро подтверждает свою
профессиональную зрелость, участвуя в таких масштабных голливудских
проектах, как Последний магнат (The Last Tycoon, 1976) и Охотник на оленей (The Deer Hunter, 1978), однако наиболее полно он раскрывается в фильмах Скорсезе. В фильме Нью-Йорк, Нью-Йорк (New York, New York, 1977) он играет непризнанного виртуоза-саксофониста, а в Разъяренном быке (Raging Bull,
1980) – боксера Джейка Ла Мотту, который, в отличие от мифического
Рокки, несет на себе отпечаток жестоких и неприглядных реалий
закулисной жизни американского спорта. Познакомившись с реальным
прототипом своего героя, Де Ниро смог в равной мере убедительно
показать его и во время боев на ринге, и спустя много лет, когда
растолстевший и постаревший Ла Мотта находит себя в теневом бизнесе. За
эту роль он был удостоен «Оскара». В середине 1980-х годов
«гангстерская галерея» Де Ниро пополнилась более чем колоритным
портретом еврейского мафиози по кличке Нудлз («Лапша») в криминальной
саге режиссера С.Леоне Однажды в Америке (Once Upon a Time in America,
1984). Циничный, вульгарный, но не лишенный отрицательного обаяния и
чувства вины за содеянное, Нудлз выглядел иначе, чем сдержанный и
высокомерный Вито Корлеоне. Через шесть лет Де Ниро нашел для этого
социального типа новые краски – на этот раз в фильме Скорсезе Хорошие парни (Goodfellas,
1990), где сыграл добродушного с виду, но холодного и жестокого
босса-мафиози Джеймса Конвея. Не отказывая зрителям в удовольствии еще
раз увидеть его в подобных ролях, Де Ниро психологически объемно и
реалистично изобразил воротилу игорного бизнеса в Казино (Casino, 1995, режиссер Скорсезе), а затем решил подобный образ в гротескно-комическом ключе в комедии Анализируй это (Analyze This, 1999). В иронической драме Хвост виляет собакой (Wag the Dog,
1997) Де Ниро, не прибегая к шаржу и эксцентрике, создал сатирический
портрет президентского советника, мастера «пиара» Конрада Бина, ловко
манипулирующего массовым сознанием. В 1990-е годы актер играл и не
свойственных для него персонажей – например монстра, созданного
доктором Франкенштейном, в фантастическом хорроре К.Бранаха Франкенштейн Мэри Шелли (Mary Shelley"s Frankenstein, 1994), однако на общем фоне его творчества эта и подобные роли (например, конкистадор Мендоза в Миссии, The Mission, 1986) выглядят мало оправданным экспериментом. В 1993 Де Ниро сам поставил ретро-драму Сказки Бронкса (A Bronx Tale), где также сыграл главную роль. РОБЕРТ ДЕ НИРО РОБЕРТ ДЕ НИРО. Кадр из фильма Крестный отец 2
ЛИТЕРАТУРАДуган Э. Неприступный Роберт Де Ниро. М., 1997
Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DE_NIRO_ROBERT.html |