Фильмы с участием Марлона Брандо составляют золотой фонд мирового кинематографа. Его блистательная игра в картинах «Трамвай «Желание», «Дикарь», «В порту», «Крестный отец», «Последнее танго в Париже» и многих других стала вершиной актерского мастерства в кино. Жизнь выдающегося актера полна тайн и загадок, Брандо вошел в историю не только как интеллектуал и лучший киноактер всех времен и народов, но и как вольнодумец, эксцентрик и бунтарь. Марлон Брандо (Marlon Brando) родился 3 апреля 1924 года в г. Омаха (шт. Небраска). Учился в военной академии Миннесоты, а затем в театральном классе и актерской студии в Нью-Йорке. В 1944 году Брандо дебютировал на Бродвее в пьесе «Я люблю маму». Его работа незамедлительно была замечена театральными критиками, и Брандо был признан многообещающим актером, затем актеру удалось закрепить успех в постановках «Гедда Габлер», «Кафе для водителей грузовиков», «Кандид», «Флаг поднят» и других. Уже в 1947 году Марлон Брандо получил всемирное признание благодаря роли Стенли Ковальски в пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание». Этот успех стал поворотным пунктом в карьере Брандо. Восторженные критики предсказывали красивому, чувственному, обладавшему удивительной интуицией молодому актеру большое будущее, и назвали его надеждой американского искусства. Но выдающееся выступление Брандо в постановке «Трамвай «Желание», в тот же миг лишило театр молодой звезды, к 1950-м годам Брандо перебрался в Голливуд и в театр так и не вернулся. Лишь однажды, в 1953 году, актер сыграл в пьесе Бернарда Шоу «Оружие и человек». В 1950 году Марлон Брандо дебютировал в кино в фильме Фреда Циннемана «Мужчины», в котором исполнил роль парализованного ветерана Второй мировой войны Кеннета Уилчека. Герой Брандо, проходит путь от полного отчаяния и безнадежности до решимости несмотря ни на что вновь вести нормальную жизнь. Всю роль актер играл сидя в инвалидном кресле. В 1951 году фильм «Мужчины» был номинирован на премию «Оскар» за лучший сценарий. Настоящий успех пришел к Брандо после выхода фильма «Трамвай «Желание» (1951). Брандо вновь сыграль роль Стенли Ковальски, которую он чуть ранее сделала его знаменитым. От его героя буквально веет первозданной силой - мужской, чувственной, животной. После выхода фильма на экраны режиссер Элиа Казан заявил: «Марлон Брандо - действительно самый лучший актер в мире... Красота и характер - это мучительная боль, которая постоянно будет преследовать его...». Актер с полной отдачей проявил здесь не только природный талант и притягательность личности, но и удивительную слитность с изображаемым персонажем. Брандо так вошел в роль, что и интервью давал «в образе». Отсюда и пошло убеждение, что он сыграл в «Трамвае» самого себя - грубого, жестокого хама, не лишенного садистских наклонностей. На самом же деле Марлон, был чувствительным, мягким, несколько застенчивым парнем, любившим шутки и розыгрыши. В 1952 году Брандо сыграл главную роль в фильме «Вива, Сапата!» по роману Джона Стейнбека. Актер сумел показать этого крестьянского вождя мексиканской революции во всем его противоречии. После этих двух столь значительных актерских достижений на Брандо обрушилось множество весьма заманчивых предложений. Но Марлон выбрал роль, сделавшую его кумиром молодого поколения, в фильме Л. Бенедека «Дикарь» (1953). Именно здесь он стал «голосом поколения» молодежного протеста, символизирующим и его внешний вид (черная кожаная куртка, кепка, надвинутая на глаза, джинсы, темные очки), и род занятий (бешеная езда на мотоциклах сбившихся в стаи юнцов). В образе Джонни еще больше, чем в Стэнли Ковальском, актер сумел показать, что этот парень совсем не так ужасен, каким он может показаться на первый взгляд. Образ «молодежного героя» Брандо блистательно завершил в фильме Элиа Казана «В порту» (1954), заключившем первый этап его творчества. Он показал здесь постепенную эволюцию своего героя - бывшего боксера, в котором пробуждается не только человечность, но и протест против преступных профсоюзных боссов, целиком поработивших докеров. Создание как бы двух разных образов, тонкая нюансировка чувств, лиричность в любовных сценах принесли актеру заслуженную награду - премию «Оскар». Он стал самым молодым ее лауреатом. В большинстве же ролей, сыгранных с 1954 по 1964 годах Брандо варьировал свои прежние удачи. Он снимался в фильмах исторических («Дезире», 1954) и современных («Из породы беглецов», I960), перевоплощался не только в американцев, но и в немцев («Молодые львы», 1958) и японцев («Чайный домик августовской луны», 1956). Жанры варьировались от мелодрамы («Сайонара», 1957) до комедии («Сказочка на ночь», 1964; «Графиня из Гонконга», 1966) и от вестерна («Одноглазые валеты», 1960, к тому же его единственная режиссерская работа) до мюзикла («Парни и девчонки», 1955). Самой значительной работой Брандо 1960-х годов стал шериф Колдер в фильме Артура Пенна «Погоня» (1965). Антагонист распаленной толпы обитателей маленького городка, жаждущих самосуда, он проявляет удивительную выдержку и самообладание, чтобы предотвратить преступление. Когда же ему это не удается, зрители могут убедиться, какая бездна темперамента таится под деланным спокойствием этого человека. Герой вихрем кидается на убийцу и чуть сам не совершает непоправимое. Второй подлинный взлет пережил Брандо в начале 1970-х годов, снявшись в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972), где опрокинул все привычные представления об образах гангстеров на экране. Его герой - гангстерский босс Вито Корлеоне – благообразный седой джентльмен с тихим голосом и кошкой на коленях, что не мешает ему руководить целой преступной империей. «Оскар», который ему присудили за эту роль, актер получать не приехал - в знак протеста против дискриминации американских индейцев. Это был лишь отголосок обширной борьбы за гражданские права, которую он вел в тот период. Слава Брандо, теперь уже как ведущего актера 1970-х, еще более укрепилась после успеха «Последнего танго в Париже» (1972) Бернардо Бертолуччи - многогранной фрейдистской драмы о чувственной связи пожилого вдовца с молоденькой девушкой, где актер весьма тонко сумел передать духовную эволюцию своего героя: вначале - грубого, агрессивного, признающего лишь откровенный секс, в конце же расположившегося к своей партнерше, решившего привязать ее к себе и поплатившегося за это жизнью. Участие в этих двух картинах не только снова вознесло Брандо на вершину популярности, но и сделало богатым человеком. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и выборочно. У А. Пенна в «Излучинах Миссури» (1976), где он сыграл роль стареющего ковбоя, у Ф. Копполы в «Апокалипсисе сегодня» (1979) - в образе полковника Курца, основавшего в джунглях Вьетнама колонию пацифистов, у Р. Доннера в «Супермене» (1978): тут он один из правителей далекой планеты, пославший на Землю своего сына, чтобы помочь людям. В 1980-х годах Марлон Брандо заявил о завершении своей актерской карьеры и занялся писательской деятельностью. С того времени актер почти не появляется на экране, лишь изредка участвую на вторых ролях в некоторых проектах: небольшая роль адвоката в фильме «Сухой белый сезон» (1989) и старый главарь мафии в «Новичке» (1990) вызвали обвинения критиков в самоповторе. Затем актер появился в эпизодических ролях в фильмах «Христофор Колумб: История открытий» (1992), «Дон Жуан де Марко» (1995), «Остров доктора Моро» (1996), «Храбрец» (1997), «Легкие деньги» (1998) и «Медвежатник» (2001). О личной жизни актера ходили легенды. Сам Брандо рассказывал даже о своей связи с Мэрилин Монро, но официально Брандо был женат два раза, на киностатистке Анне Кашфи, с которой скоро развелся (остался сын) и актрисе Мовите (Мария Луиза Кастенада) - двое детей, но и этот брак оказался непрочным. С 1963 года Марлон Брандо жил с таитянкой Таритой, на купленном рядом с Таити островке, где живущие вместе мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. (У них тоже - сын и дочь.) Начиная с 1976 года, многие биографы Брандо утверждали, что он бисексуален. Подтверждениями чему послужили слова самого актера, который заявлял, что все мужчины в тот или иной период своей жизни имеют гомосексуальный опыт, и он не исключение. Брандо никогда не скрывал, что хранил у себя дома урну с прахом своего ближайшего друга детства (и, как утверждали некоторые, любовника) — актера Валли Кокса, завещав развеять его прах вместе со своим собственным. В 2006 году вышла книга с домыслами о том, что у Брандо был роман с другой легендой американского кино, Кэри Грантом. Также существует легенда, что у Брандо были отношения с Бернардо Бертолуччи, который снимал актера в фильме «Последнее танго в Париже». Личная жизнь почти всех детей Брандо сложилась неудачно. Одна из его дочерей страдала шизофренией и покончила с собой в возрасте 25 лет. Старший сын, Кристиан Брандо, был осужден в 1990 году за убийство приятеля своей сестры, совершенное в калифорнийском особняке отца. В 1996 году он был освобожден, в 2008 году он скончался в Лос-Анджелесе от пневмонии. В последние годы жизни Марлон Брандо сильно располнел. Ходили различные слухи о том, что он даже запирал кухню и холодильник, чтобы подавить в себе искушение поесть, старался питаться легкими блюдами, устанавливал для себя величину предельного веса собственного тела. Из молодых звезд он дружил с Джонни Деппом и королем поп-музыки Майклом Джексоном, один из его сыновей даже работал в службе безопасности певца. Марлон Брандо умер 1 июля 2004 года в Лос-Анджелесе практически банкротом, задолжав кредиторам порядка 11 миллионов долларов. За полгода перед смертью расписал сценарий собственных похорон, еще раз продемонстрировав всему миру свою эксцентричность и непредсказуемость. Имя Марлона Брандо упоминается в десятках популярных песен, ему посвящают книги и фильмы, его личность служит примером для многих молодых актеров. В 1972 году другой знаменитый актер Джек Николсон заявил «Мы все дети Марлона Брандо, именно он дал нам нашу свободу», его называли «Крестным отцом» американских актеров. Автор: Андрей Капетский на основе материалов MarlonBrando.ru
Источник: http://goodcinema.ru/?q=node/2837 |