Крестный отец Голливуда
В возрасте 80 лет умер Марлон Брандо
На траурной церемонии звучали слова "бунт", "революция". Когда Брандо
пришел на киноэкраны, там царили лощеные красавцы с улыбками манекенов. Он
сыграл молодого бунтаря и стал кумиром молодежи. Он перемешал и
практически уничтожил стандартные киноамплуа - герой, оказалось,
одновременно может быть антигероем, в злодее обнаружились черты
убежденного, сильного, страдающего человека, молодой Брандо излучал
необычно мощную энергетику и сексуальность. Пришедшие вслед за ним герои
Джека Николсона или Роберта Де Ниро без Брандо были бы невозможны.
В
юности он учился в военной академии, и боевая закваска ощущалась в нем
всегда. В 20 лет дебютировал на бродвейской сцене, и первый успех
принесла ему роль Стэнли Ковальского в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай
"Желание". Эта же роль сделала его звездой и в кино - Элиа Казан
перенес спектакль на экран. Брандо стал новым эталоном киногероя -
мужественного, мускулистого, импульсивного.
Молодые зрители окончательно приняли его как своего после бунтарской
картины "Дикарь", где Брандо, весь в черной коже, гонял на мотоцикле и
отказывался подчиняться размеренному буржуазному порядку вещей. Сразу
возник стереотип такого героя, он заставил всю молодую Америку облечься
в кожу и черные очки, имя Брандо накрепко связалось с молодежными
движениями тех лет. Этот период его творчества блистательно завершил
фильм "В порту", после которого Брандо стал самым молодым лауреатом
"Оскара" - ему было 30.
Но его внешность начинала меняться. Бунтарски нарастал его
знаменитый аппетит. Полнота, преследовавшая его всю жизнь, уже давала
себя знать - теперь ему приходилось играть героев грузных,
основательных, но знаменитая энергетика его игры оставалась при нем.
Его политическая активность перекочевала с экрана в жизнь: получать
своего второго "Оскара" за "Крестного отца" в 1973 году он не явился в
знак протеста против сегрегации американских индейцев - послал вместо
себя актрису, одетую индианкой.
Среди его главных фильмов - "Последнее танго в Париже", повергшее в
ярость советских чиновников: они увидели в блистательном
психологическом анализе порнографию. На всех пленумах Союза
кинематографистов СССР эту картину приводили в качестве примера
растленного буржуазного кино, символа разврата, его со священным ужасом
смотрели на сверхзакрытых сеансах.
Брандо снимался много, часто неразборчиво, что едва не привело к
серьезному кризису в 60-х. В 1979-м он появился в небольшой, но сильной
роли безумного полковника Курца, затаившегося в джунглях Вьетнама, в
фильме Копполы "Апокалипсис сегодня". Былой секс-символ к тому времени
тоже стал затворником, не появлялся на публике, его огромный вес лишал
его возможности сниматься.
Отсутствие работы в последние годы сказывалось на уровне жизни:
когда-то самый высокооплачиваемый актер Голливуда теперь жил на
небольшую пенсию, учрежденную Актерской гильдией, много пил. Актер
умер, запутавшись в долгах, которые к тому времени составили около 20
миллионов долларов.
Узнав о потере, президент Буш назвал Брандо одним из самых
замечательных актеров ХХ века. Но правда и то, что Марлон Брандо так и
не смог реализовать свой огромный талант по-настоящему, а когда ему об
этом говорили, отвечал: "Я снимаюсь, только чтобы зарабатывать деньги,
а эпитеты "великое" и "гениальное" оставим Рембрандту и Моцарту".
Источник: http://www.rg.ru/2004/07/05/brando.html |